Ульяновская область первой в России приступила к решению вопроса о вовлечении неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот.
На нынешний день в регионе не используются по прямому назначению 320 тысяч гектаров пахотных земель.

Что имеем — не храним…
Итоги «круглого стола», который прошел в комитете по аграрным вопросам ЗСО, остаются предметом детального обсуждения. Встреча проходила с участием представителей регионального минсельхоза, депутатского корпуса, Управления Россельхознадзора, Ассоциации фермеров Ульяновской области, Регионального земельно-имущественного информационного центра, глав администраций районов области. Форум, что и говорить, высокого уровня. Но и вопрос не рядовой: вовлечение в оборот неиспользуемых земель сельхозназначения.

Председатель комитета Виктор Антипов открыл «круглый стол» короткой справкой. Сегодня общая площадь сельхозугодий в Ульяновской области, если брать минувший год, составляет 2 миллиона 70 тысяч гектаров. Львиную долю, около 1,6 миллиона гектаров, составляет пашня, из которой используется 1,2 миллиона. Более 333 тысяч гектаров отдано под пастбища, 33,3 тысячи — сенокосы, многолетние насаждения — 9,4 тысячи гектаров. Еще 195,3 тысячи гектаров составляют залежные земли.

Самое грустное заключается в другом. Площадь неиспользуемых в регионе земель составляет 320 тысяч гектаров. Из них более 267 тысяч приходится на невостребованные земельные доли. Выглядят они удручающе. Около 70% этих земель фактически заросло лесом, возраст которого составляет не менее 10-15 лет. Для возврата таких участков в разряд пахотной земли без раскорчевки не обойтись. Для нее в свою очередь необходимы мощная техника и финансирование. Стоимость таких работ, по оценкам экспертов, может превышать 30 тысяч рублей за гектар. Так что аграриям нужен мощный стимул, иначе освоить такие земли будет невозможно. Не будем говорить о всей проблеме. Мы сделаем ее отдельной темой.

Дайте нам закон!
Упомянутые цифры подводят нас к сути основного вопроса. Начнем с того, что в минувшем, совсем не легком для аграриев году, в регионе был собран высокий урожай зерновых — 1,3 миллиона тонн. Тем не менее губернатор Сергей Морозов ставит на 2017 год еще более сложную задачу — выйти на показатель в полтора миллиона тонн зерна. Задачи такого уровня успешно решаются при наличии главного условия — мощной законодательной базы. В практическом плане выполнить ее без прироста пашни невозможно.

По словам Виктора Антипова, региону предстоит выйти на принятие закона о поддержке элитного семеноводства. Сейчас мы применяем только 7% элиты, тогда как по заключению ученых требуется не менее 15%. На сентябрь планируется принятие закона о повышении плодородия почв. Закисленность пашни у нас доходит до 49% площадей, нужны срочные меры, чтобы выправить ситуацию. Готовится серьезный закон о кадровом обеспечении сел такими специалистами, как агрономы, ветврачи, зоотехники. Речь идет прежде всего о материальном стимулировании.

Но главным будет другое. В Законодательное собрание поступил проект закона, который призван способствовать увеличению площади обрабатываемых сельскохозяйственных и оформлению неиспользуемых паевых земель. Мы первыми в России вплотную подходим к решению этой задачи. Готовится аналогичная федеральная программа. Но раньше 2018 года ее ждать, скорей всего, не стоит.

Фермеры, слово за вами
Есть одна тонкость. Упор предлагается сделать на залесенные (заросшие лесом) земли с тем расчетом, чтобы передавать их в безвозмездное пользование на 6 лет для последующей разработки, проще говоря, раскорчевки. А по истечении указанного срока отдавать их разработчикам в первоочередном порядке и на льготных условиях в постоянное пользование с возмещением стоимости работ по расчистке участков. Задача, которую ставит губернатор, очевидна: стимулировать прежде всего фермерское сообщество. Почему? Фермеры не понаслышке знают, что такое раскорчевка и умеют воевать за каждый клочок земли, которой, кстати, не всегда хватает. А коли так, им и карты в руки. На это ориентирован и региональный закон от 2 сентября 2015 года «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование.». К слову будет сказано, 54 земельных участка общей площадью около 2 тысяч гектаров уже передано в пользование фермерам. Из них в Николаевском районе — 9 участков, Новомалыклинском — 2, Павловском — 7, Радищевском — 1, Старокулаткинском — целых 38 участков.

Цели ясны, задачи поставлены
Как уточняет министр сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Михаил Семёнкин, ежегодное увеличение посевных площадей должно составлять не менее 50 тысяч гектаров. На это направлена разработанная специалистами аграрного ведомства региона Стратегия развития растениеводства до 2021 года.

«Дорожная карта», в свою очередь, предусматривает несколько задач в части решения проблемы залесенных земельных участков. Это ликвидация самосева на пустующих полях, распределение земельных паев, решение вопроса по землям, находящимся в залоге у региональных банков и используемых недобросовестными арендаторами.

Очень важным и обязательным для исполнения видится оформление хозяйствами всех форм собственности земель, на которых они работают. Иначе, по словам Виктора Антипова, в будущем году регион может лишиться погектарных субсидий из федерального центра.

Но начинать нужно все-таки с инвентаризации таких земель. Ее предстоит выполнить минсельхозу совместно с муниципальными образованиями. Результаты инвентаризации будут передаваться в Агентство госимущества и земельных отношений. Там проведут расчеты необходимых затрат на межевание и кадастровое оформление. Только после этого земли можно будет выставлять на торги, отдавать в аренду, заключать договоры с фермерами. Всем понятно, что в муниципальных образованиях средств на это недостаточно, если они есть вообще. Поэтому рекомендовано предусмотреть финансовые ресурсы на эти цели в областном бюджете. Насколько реальны такие планы? Об этом наш разговор в одном из ближайших номеров газеты.