Директор одной крупной и весьма известной торговой сети на условиях анонимности рассказал журналу «Огонек» о секретах ведения бизнеса, который во многом основан на обмане покупателей. Для нашего региона проблема особенно актуальна, если есть засилье федеральных и местных ритейлеров, которые практически полностью зачистили город и села от рынков и мини-магазинчиков шаговой доступности.

Если портится – уже хорошо
«Система сетевой торговли настроена на максимальное извлечение прибыли, забота о нуждах покупателей здесь не на первом месте», – сразу же обозначает смысл ритейла собеседник издания, названный Иваном Сергеевым. Таково положение дел не только в России, но и за рубежом. Однако на Западе, делает оговорку он, немало делается для того, чтобы сохранить систему мелкооптовой торговли — небольшие магазинчики, рынки шаговой доступности и тому подобное. В России дефицит этой параллельной и конкурирующей с сетями структуры налицо.

«В сетях натурального продукта почти нет, – признает Сергеев. – Имеются скоропортящиеся товары с красочными надписями “био” или “экологически чистый”, но достаточно посмотреть любую передачу из серии “проверка качества”, чтобы понять — это вовсе не натуральные продукты. То, что мясо, купленное в магазине, портится,— уже хорошо, значит, оно все-таки мясо, но весь вопрос в том, что в нем содержится помимо природных жиров, белков и микроэлементов. Охлажденная курица, например, обрабатывается хлором, чтобы могла пролежать на полке холодильника неделю. В СМИ уже неоднократно писали, что в мясе находят гормоны и антибиотики: а как без них вырастить цыпленка за 40 дней? О “чистых” молочных продуктах тоже сказано предостаточно, как и о хлебе: без должной обработки и добавок они не продержались бы на прилавках и пары дней. Про овощи и говорить неловко: мне доводилось наблюдать, как импортные (не буду называть страну) мандарины окрашивались из зеленого в оранжевый цвет под воздействием газа, а поспевали по дороге к российским прилавкам. Зимние помидоры, как правило, генетически модифицированные: один мой знакомый страдает аллергией на рыбу и минувшей зимой получил отек Квинке после салата из помидоров — они, как показала экспертиза, содержали геном рыбы. Проработав столько лет в сетевой торговле, я сильно сомневаюсь, что высший менеджмент сетей ест у себя в домах то, чем торгуют их магазины».

Не все в порядке и с условиями хранения продуктов. Охлажденная птица по правилам должна храниться до 5-7 суток при температуре от +2 до -5°С. Холодильные установки в большинстве сетей держат температуру +6…+8°С.

А что же контролирующие органы? «Первые три года после открытия торговую точку вообще редко навещают проверочные инстанции, разве что поступит сигнал от покупателей, – рассказал ритейлер. – По истечении этого времени включается система плановых проверок, но о них всегда уведомляют заранее. В учебных центрах сетей будущих управленцев магазинов учат, как вести себя в случае прихода проверки — вопрос надо решать на месте, взять все на себя, потому как штрафы на физлицо меньше, чем на юридическое».

Правило “шляпы”
Несмотря на падение доходов населения и сокращение среднего потребительского чека, аппетиты торговых сетей растут. Недавно “Опора России” заявила о том, что наценки в торговых сетях в 2017 году выросли до 50-70 процентов (в 2016-м уровень наценок был 25-40 процентов). На самом же деле, говорят эксперты рынка, наценки на некоторые товары достигают уже и 150-200 процентов.

Единой ценовой политики у сетей нет, говорит Сергеев: «Есть корректировка цен, иногда они меняются по несколько раз в день: например, из-за того, что ценник подняли конкуренты или прошел слух о грядущем повышении стоимости бензина. В основном цены на товары в сети только растут (и росли все кризисные годы), а если и падают, то только временно — в ходе уценки (по истечении срока годности товара) или при объявлении акции. В любом случае ценами “жонглирует” не сетевая точка, а центральный аппарат сети, магазинчики лишь получают список новых цен и оперативно меняют ценники. Чем больше сеть, тем меньше у нее интерес к тому, чтобы отыскать товар по более низкой цене у отечественного производителя. Все дело в том, что фермеры средней руки не могут вместе с качеством и ценой предложить сетям еще и нужные объемы регулярных поставок. Сетям выгодны большие поставщики, на которых можно возложить штраф за просрочку поставки или еще какой огрех. По сути, торговые сети сегодня — это перекупщики, которые стараются избежать любой ответственности, зарабатывая на перепродаже. Большие сети вообще ленивы и неповоротливы, они могут “разбрасывать” один и тот же товар по разным линейкам своих магазинов. Скажем, одни и те же турецкие “помидоры сливовидные” могут оказаться как в торговой точке, рассчитанной на малоимущего покупателя, так и в бутике для состоятельного покупателя — разброс цен при этом может составить от 38 до 180 рублей за килограмм».

Выбор в пользу того или иного продукта происходит, когда поставщик готов заплатить сети деньгами или бонусами — за вход, за полку, гарантировать нужные объемы товаров и так далее. Условия рынку диктуют не потребители, которые хотели бы, например, чтобы на полках появились местные молочные продукты или хлеб из соседней пекарни, а сети. Перечень поборов впечатляет. Производители платят за каждый SKU (ассортиментная позиция, то есть товары определенной марки, сорта или группы), за фейсинг (это видимая единица выкладки товара на полке, как правило, первый ряд. Если какой-то товар выложен на полке “в две шеренги” — это два фейсинга. И каждый фейсинг стоит денег), перечисляет ритейлер.

«Например, существует правило “шляпы”, когда дорогой товар выставляется на уровне глаз или чуть выше, а дешевый — на нижние полки, – продолжает Сергеев. – Оказывается, дело в том, что люди с высоким уровнем дохода не любят опускать очи долу и искать что-то у себя под ногами, они смотрят прямо перед собой, высоко держат голову или даже чуть выше, а те, у кого доход ниже среднего, не прочь и наклониться, снять товар с нижних полок. Но эта наука для выгоды самих сетей — сделать так, чтобы товар нашел покупателя. Оттого и алкоголь прячут в дальние залы, чтобы любители выпить по пути к нему набрали полную тележку малонужных им товаров».

Донести свежим
Донести до покупателя качественный натуральный продукт как раз призваны магазинчики или рынки шаговой доступности. На Западе они работают в основном со скоропортящимися продуктами (молоко, мясо, хлеб, овощи-фрукты). Выбор этой ниши оправдан: с таким товаром много забот — малые сроки хранения, небольшие партии поставок, последующая утилизация. Отсюда и цена: в “лавочках” бутылка молока стоит в полтора-два раза дороже, чем в сети, приводит слова собеседника «Огонек».

Государство, если оно заинтересовано в здоровье граждан, должно оказывать поддержку как мелким фермерским хозяйствам, так и местным несетевым торговым точкам, с тем, чтобы снизить издержки и сделать качественную натуральную местную продукцию доступнее. Пока же все делается как раз наоборот. «Для частников сегодня действует масса бюрократических преград, к таким хозяйствам в принципе относятся куда придирчивее, чем к крупным хозяйствам. Если у частника заболеет птица, то вердикт будет один — “забить”, тогда как о массовых забоях на крупных птицефабриках что-то не слышно. Значит ли это, что забой там производят втайне или там птица не болеет? Вряд ли», – приводит пример Иван Сергеев.

А на днях стало известно о готовящихся новых поправках в Закон “О торговле”, которые разрешат торговым сетям превысить допустимый предел своего присутствия в муниципальном образовании в 25 процентов. Если решение будет принято, оно окончательно поставит крест на рынках и мини-магазинчиках шаговой доступности, считают эксперты.