Лидия Пехтерева
Экспертный совет по вопросам госохраны объектов культурного наследия одобрил проект застройки участка 65 по улице Льва Толстого.
По мнению экспертов, на территории заповедника “Родина Ленина” вместо снесенной деревянной одноэтажки может появиться двухэтажное здание, а за ним, как минимум – трехэтажный многоквартирный дом, который будет выше всех соседних по улице зданий. Председатель совета Шарпудин Хаутиев, голос которого стал решающим в выборе проекта, говорит, что этот проект одобрен неокончательно. Но в заповеднике опасаются, что подобное решение дает возможность застройщику переоформить истекающее разрешение на строительство и возводить трех-, а то и четырехэтажку, дальше.

Показательное заседание совета по вопросам госохраны объектов культурного наследия прошло на минувшей неделе. Экспертам, собравшимся под руководством начальника управления по охране объектов культурного наследия Шарпудина Хаутиева, было представлено четыре проекта зданий, которые могут появиться на участке 65 по улице Льва Толстого.

Напомним, участок оказался в центре внимания, когда застройщик ООО “Янтарный дом” снес одноэтажное деревянное здание, выходившее фасадом на заповедную улицу. Здание было старым, застройщик имел разрешение на его реконструкцию и строительство позади еще одного жилого дома. Изначально разрешительная документация и проекты оформлялись в 2005-м, когда дом принадлежал другому собственнику, а заповедником руководил Александр Зубов. Александр Николаевич тогда одобрил восстановленние деревянного дома и возведение двухэтажного здания за ним. Двухэтажка с подвалом и чердачным помещением была давно построена, и в связи с затянувшимися разбирательствами среди собственников здания строительство остановилось. В 2017 году на площадку зашел новый застройщик – ООО “Янтарный дом”, который снес обветшалую деревянную одноэтажку и начал работы на объекте.

Как мы уже писали, прокуратура выявила серьезные нарушения на стройке. Так, разрешение в 2005 году выдавалось на строительство индивидуального жилого дома, но возведено было здание на четыре квартиры. Несмотря на это, горадминистрация продлевала застройщику разрешительные документы.

О нарушениях Ленинская прокуратура сообщила в областное агентство госимущества, которое на данный момент распоряжается этим участком. В агентстве потребовали от застройщика привести объект в соответствие с проектом и пригрозили в судебном порядке разорвать договор об аренде земли, если требование не будет выполнено. Срок застройщику был дан до конца этой недели. Кроме того, в августе у него истечет срок разрешения на строительство.

Казалось бы, в этой ситуации застройщик должен максимально быстро выполнять требование органов власти, чтобы не лишиться возможности завершить свой объект. Но стройка стоит, а “Янтарный дом” вместо этого выносит на экспертный совет проекты с формулировкой “Реконструкция жилого дома под многоквартирный жилой дом со встроенными или пристроенными объектами социального и коммунально-бытового назначения”. В середине июня совет уже отверг проект, по которому хотел бы работать застройщик. По нему за деревянным домом должна была появиться четырехэтажка.

На этот раз совету было представлено четыре проекта, которые выполнил архитектор Олег Владимиров. Наибольший интерес вызвали два проекта. Первый соответствовал тому, который одобрял еще Александр Зубов. Второй предусматривал превращение деревянного одноэтажного здания в двухэтажное, за которым скрывается еще более высокая вторая часть строения.

Вопрос о допустимой высоте новых зданий на совете пыталась поднять директор “Родины Ленина” Ирина Котова, но присутствовавшие архитекторы его проигнорировали, пустившись в рассуждения о том, что на заповедной территории можно не только восстанавливать старые здания в прежнем виде, но и вид их менять, стилизуя его “под старину”. Олег Владимиров попытался ответить на претензии, объяснив, что дом “стоит много денег, поэтому экономически нецелесообразно эту стройку заморозить”.

Между тем, согласно действующим сейчас ограничениям на участке, на нем возможно лишь восстановление старых зданий, но не строительство новых. И именно с учетом этих ограничений застройщик получал разрешительные документы. Очевидно, и повышение высоты зданий не может вписаться в термин “восстановление”. Совет же проголосовал за второй вариант проекта, предусматривающий повышение высоты как первого здания, так и второго.

Итоги голосования вызвали шок у администрации заповедника, вдовы Александра Зубова Ирины Зубовой и живущих на территории заповедного квартала ульяновцев. “Когда вместо старого дома появляется два этажа, это нужно, чтобы прикрыть четыре этажа на заднем плане. Это же лукавство. Когда люди покупают бизнес-проекты, они должны учитывать свои затраты и ограничения. А тут, видимо, человек отталкивался от перспектив, а не от того, что есть на самом деле. И почему на совете мы говорим о деньгах, а не преемственности стилей? История не измеряется в деньгах. Нужно восстановить, как было, и охранять”, – оценил решение совета Александр Казанцев, живущий в старом доме, на соседнем со стройкой участке.

Стоит отметить, что решение совета по сути принималось его председателем Шарпудином Хаутиевым. На голосовании первый и второй проект набрали одинаковое число сторонников, но он, как имеющий право решающего голоса, выбрал второй вариант. Хаутиев рассказал нам, что итоги заседания нельзя считать окончательными. По его словам, речь шла лишь об одобрении концепции и совету предстоит еще не раз вернуться к проекту, в том числе и к вопросу высоты зданий.

При этом сразу после совета управление по охране объектов культурного наследия отправило директору заповедника Ирине Котовой ответ на ее запрос о происходящем на улице Льва Толстого. В ответе без каких-либо оговорок сообщается, что проект одобрен. Таким образом, застройщик получил экспертную поддержку проекта по возведению уже многоквартирного здания, гораздо более высокого, чем разрешалось в 2005 году. По сути, это козырь, который позволяет отбиться от претензий по нарушению изначального проекта и продлить разрешение на строительство.

Найдут ли в ситуации заповедник и прокуратура зацепки, чтобы все же снизить аппетиты застройщика, предсказать сложно. Исполнительная власть при поддержке архитекторов пока одобряет появление трех- или четырехэтажки на провинциальной улице XIX века. Если такая высотность все же будет позволена, возникнет опасность и для других участков в заповеднике. Границы достопримечательного места еще не утверждены, а желающих поработать над повышением его этажности не только застройщиков, но и архитекторов, судя по поведению экспертного сообщества, немало.