Дарья Рябикова
В Винновской роще планируют вновь заняться поиском источника загрязнения грунтовых вод.

Сброс нефтепродуктов продолжается по сей день.

В Железнодорожном районе Ульяновска находится памятник природы, истории и культуры, а также одно из излюбленных мест отдыха горожан — Винновская роща. Это островок старинного леса, чудом уцелевший от вырубки со времени строительства Симбирска и Ульяновска. В конце XVIII и начале XIX веков роща именовалась Киндяковской по имени владельцев — богатых помещиков Киндяковых. Этот зеленый уголок упоминается в романе русского писателя Ивана Гончарова «Обрыв». Кроме того, там находится Мемориальная беседка Гончарова, установленная в 1912 году в честь 100-летия писателя. В 1961 году рощу объявили особо охраняемой природной территорией, она получила статус первого в Ульяновской области регионального памятника природы. Однако несколько лет назад в воды родников Винновской рощи попали нефтепродукты. Как это произошло и кто виновник — установить не удалось. Вереница дел так и осталась нераспутанным клубком, а историю эту стали называть «делом с бородой».

На днях на заседании агрокомитета ЗСО данную проблему вновь обозначили.

— Откуда там взялись нефтепродукты — до сих пор не ясно. То ли это локомотивное депо виновато, то ли что-то другое. Версий много, но точных обследований не было, экспертиз тоже. Несколько лет назад возбуждали уголовное дело по этому объекту, но вскоре оно было закрыто из-за отсутствия фактуры. В итоге сделали небольшие очистные сооружения у сброса воды в Волгу: проще говоря, ямы, где жидкость отстаивается. Надо все же довести это дело до логического завершения и решить проблему, — сказал председатель комитета Законодательного собрания Ульяновской области по природопользованию и охране окружающей среды Виктор Антипов.

О предыстории этого темного дела, слухах и версиях поведал бывший природоохранный прокурор региона Владимир Бесараб.

— У нас есть заключение, что в воде — солярка, которая не является дизельным топливом для локомотивов. Мы пытались зайти на территорию железнодорожного депо, провести там проверку, но нам отказали без объяснения причины. Конечно, теперь уже прошло много времени и расследовать дело будет сложнее. Когда-то в тех местах находились котельные, располагалось большое автомобильное предприятие. Возможно, отходы вылил кто-то из них. Но установить источник мы так и не смогли. Заказывали самолетные снимки, космические фото, пытались выяснить месторасположение озера. Ведь эти нефтепродукты не льются постоянно. Когда в Волге уровень воды низкий, тека нет, поднимается вода и течение начинается. Кстати, сама солярка на удивление очень чистая. Я полагаю, что надо установить путем бурения расположение озера, чтобы понять его границы и точное месторасположение. Потом глубинными насосами его откачать. А чтобы выявить источник, надо проверить слух о пожаре на железнодорожном вокзале в 50-е годы. Тогда якобы, чтобы город не взлетел на воздух, цистерны с соляркой оттаскивали и сливали куда попало. Но это лишь кулуарные разговоры. Официальной информации нет, — уточнил Бесараб.

Как сообщил главный эколог Ульяновска Александр Курашев, попытки выяснить правду предпринимались неоднократно. Так, на территории железной дороги должны были прорубить еще одну скважину. Но разрешение на проведение работ не дали. Кроме того, планировали проверить ливневки, ведь пути постоянно в мазуте. Однако и тут сказали — стоп.

— Железнодорожники должны раскрыть карты и показать все процессы, — заключил Курашев.

По информации и.о. директора департамента природных ресурсов и экологии Виталия Савиных, загрязнение грунтовых вод продолжается и по сей день.

— В рамках предотвращения загрязнения мы провели мониторинг воды в ручье, данные анализов показали превышение. Был установлен дренаж для сбора грунтовых вод. В феврале организовали рабочую группу вместе с железнодорожниками, рабочими моторного завода, сотрудниками автозаправок. Специалисты минприроды при формировании бюджета на 2017 год учитывали то, что нужны будут деньги на проектно-сметную документацию по поиску источника загрязнения и очищению вод. На это было выделено 4 миллиона рублей. Уже проведен конкурс на разработку сметы, — сообщил Савиных.