Артур Таниев
Так и хочется спросить: куда катится мир? Это по поводу упавших от ветра стен в строящемся многоэтажном доме на улице Воробьева в Ульяновске, о чем мы сообщили на прошлой неделе.

Не от землетрясения, замечу, упали, и не от цунами, бушующих иногда на побережьях океанов, а от ветра, пусть и сильного, по нашим меркам, но ветерка, по меркам тех самых побережий. Застройщик оправдывается, что кирпичные стены еще не были достроены, иначе, дескать, они не вывалились бы. Но они были сложены ведь на растворе и, значит, раствор такой! Еще говорит, что претензий у стройнадзора к объекту до сих пор не было – значит, и стройнадзор такой!

И о чем вообще речь? Я уже рассказывал некоторое время назад, как наблюдал за строительством офисного здания в центре города. Стены складывались в полтора силикатных кирпича, потом шло что-то вроде поролона в качестве утеплителя, и на все это – гранитная плитка. По завершении строительства на здании появилась надпись о его элитном качестве. Ни больше ни меньше. Но это хотя бы не жилой дом, и там, если его ночью развалит ветром, никого, может быть, не будет. В жилом же по ночам находятся практически все его обитатели.

По этой технологии строится, кстати, и часть других высоток Ульяновска: монолитный каркас и кирпичи между элементами этого каркаса, которые и выпадают. Ситуация усугубляется, как в случае с домом по улице Воробьева, тем, что строится жилье на средства дольщиков. Повелся с некоторых пор такой прикид – покупать картинку на плане, воздух, одним словом, и ждать, что появится. Хорошо хоть, что этот дом начал разваливаться еще на этапе строительства, до того, как в него въехали жильцы. И остается надеяться, что и другие такие дома развалятся тоже без человеческих жертв, заранее. Правда непонятно, что теперь горемыкам, вложившим деньги в эти стройки, делать.

А все это – следствие жадности. Чуя запах денег, в застройщики повалили все, кому не лень, в том числе, видимо, и те, кто про кирпич знает только то, что это изделие прямоугольной формы. Причем повалили люди большой пробивной силы, как в ООО «Монолит-Строй», о котором на днях рассказал один из ульяновских интернет-порталов. Этой фирме позволено буквально все даже в исторической части города. Затеяв что-то на улице Матросова, между улицами Ленина и Бебеля, она перегородила не только тротуар, что бы еще ладно, но и зеленую полосу между тротуаром и дорогой и часть собственно дороги. И это на десять лет, так как строить она собирается до 2027 года. Так же другой застройщик – ООО «Янтарный дом» – сделал на улице Льва Толстого, где планирует искалечить заповедник имени Ленина, возведя в нем дурацкие новоделы. И как ни удивительно, его идею одобрил начальник областного Управления по охране объектов культурного наследия Шарпудин Хаутиев, который должен был бы насмерть стоять за сохранение исторического облика зданий в заповеднике. Ему, впрочем, обещают министерский пост, который, возможно, его слегка и сломал.

Такого безумия, как в строительстве, нет сегодня, наверное, ни в одной другой сфере. Под центральной частью Ульяновска – слабые породы, и она повсеместно подвержена оползням. Оползни не только на подступах к «Пионер-парку» и по волжскому побережью вообще, но и по правому берегу Свияги. В том числе в районе обрушающегося даже от ветра дома на улице Воробьева. Улица ползет. На расположенной по соседству улице Шевченко – провалы, которые городские службы присыпают песком и гравием и асфальтируют, но они снова обваливаются. Несмотря на это, там и сям – все новые и новые высотки, элитки, клубные дома, заманивающие покупателей квартир. Заманивающие, как в капканы.