Автор – Директор Симбирского епархиального Центра древнерусской богослужебной традиции.

Несколько дней назад, после провала грунта в сквере им. Карамзина города Ульяновска, нашей общиной было написано обращение на имя руководителя Управления по охране культурного наследия региона с просьбой привлечь нас к участию в археологических исследованиях, о которых было публично объявлено. Нас данное место интересовало как единоверцев (старообрядцев в лоне Русской Православной Церкви – прим. авт.), т.к. существует версия, что в сквере стояла единоверческая церковь. Версия слабая, но мысль о том, что в городе может появиться православный храм, как всегда привлекла малочисленных, но решительно настроенных комментаторов на самый популярный местный портал. Вопрос о строительстве церкви еще не ставился, а вот протестующие уже вполне ясно обозначили свою позицию от «надо строить садики и больницы» до «ждем, когда команду дадут храмы рушить».

Все это заставило задуматься вообще о том, почему же на самом деле люди противятся возникновению Домов Божиих, какие аргументы лежат в и доводах на поверхности, и что же у них на самом деле внутри.

Вспоминаю, как около года назад одна из православных общин города через публичные слушания добились строительства храма. От некоторых жильцов были слышны протесты из серии «застраиваете парковую зону». Честно, я и подумать не мог, что узкая полоска вытоптанного пустыря, заваленного ближе к кустам бутылками и сопутствующим мусором, «заминированная» домашними питомцами, и с двух сторон засаженная редкими деревьями – это парковая зона. Храм строить начали в одном из самых неблагополучных районов города. Бывали случаи, что людей убивали за отказ дать денег на выпивку. Даже по ощущениям, попав в эти края, можно было понять, что с нравственностью здесь тяжело. Все это на фоне унылой советской архитектуры. В общем, «парковая зона» очень вписывалась. А храм предполагалось строить белоснежный, с золотыми куполами. И конечно, с основательным благоустройством этой самой парковой зоны.

В другом месте города храм был построен рядом с так называемым местным «пляжем» на реке Свияга. Перед началом строительства вывезли «Камаз» шприцов и алкогольной тары. Сейчас красуется замечательный храм с великолепной площадкой, открывающей вид на противоположный берег и пойму реки. На территории планируется строительство образовательного центра…


На берегу Свияги появятся два новых храма: в честь Собора всех святых и Покрова Пресвятой Богородицы

Воинствующие безбожники, не понимая даже с исключительно людской точки зрения функции храма на той или иной территории, говорят о необходимости строительства детских садов и больниц. Помнится, некоторое время назад причиной закрытия садиков стала «демографическая яма». Больницы, действительно, нужны. Кстати, при одном из ульяновских храмов медицинский пункт действует (в Арском – прим. авт.), при том, что в населенном пункте ничего подобного нет. И пользуется этим пунктом в том числе местное население, а не группа «избранных».

Но самое главное, церковь, даже как архитектурное сооружение, дает человеку точку опоры в этой жизни. Один мой знакомый глава поселения говорил, что постояв в храме двадцать минут, получал «заряд энергии на месяц». Может, нам сегодня больше не хватает не внешнего, а внутреннего, внутренних сил, от которых и зависит и качество, и количество этого внешнего. Чтобы доброжелательно относиться к людям, приносить реальную пользу людям на своем рабочем месте и иметь для этого силы, рожать и воспитывать детей – для всего этого требуются силы, силы конструктивные и созидательные. Сколь часто люди нецерковные в трудные жизненные моменты заходили в храм на те самые «двадцать минут», а затем получали возможность к решению проблему. Я опущу многочисленные чудеса, в которых Бог удивительным образом проявлял себя. Я скажу о той внутренней энергии, которую человек получил от соприкосновения со святыней, просто зайдя в православный храм.

Один взгляд на храм Божий может возбудить в человеке память о высших ценностях, внутренне отгородить его от дурных поступков, которые, возможно, зрели в его душе, уберечь от неправильных решений. Церковь – это не просто здание. Это детский сад и больница – для души.

Фото – Симбирская Епархия