В районе раскопа в сквере Карамзина, где ранее появилось два провала, провели исследования и нашли пока только кирпичную кладку.
Раскопать на глубине 1,5 метра удалось обломки кирпичей – XVIII-XIX века. Находок, представляющих археологические ценности, нет. Не обнаружилось пока и археологического слоя под сквером.
Глава Управления по охране культурного наследия Шарпудин Хаутиев считает, что почва могла просесть из-за насыщенности влагой – между бетонными плитами на глубине двух метров были пустоты, которые засыпали в свое время песком и щебнем.
Есть и другие версии. Так, место «просветили» своими приборами работающие сейчас в Ульяновске на оползнях специалисты ВНИИ ГОЧС МЧС России. Они отметили, что кроме двух провалов произошло общее опускание почвы справа от памятника. Эксперты предположили, что под памятником могли быть хранилища, в том числе пороховые. Именно из-за этого и произошел провал.
Еще одна версия высказана ульяновцем Виктором Осиповым, и ее тоже пообещали проверить. Речь идет о том, что в сквере со стороны музыкального училища в 1960-е годы якобы была выстроена староверческая часовня, а сейчас на месте ее фундамента и произошел провал.
Однако эту версию сразу же подвергли критике, отмечая, что такой часовни быть там не могло – в то время там находился горком партии, а религиозное сооружение рядом с ним исключено. Нет свидетельств и архивных. В то же время здание в сквере, по словам краеведа Сергея Петрова, было – сторожка. Однако и это не так важно, считает он, как то, что было до постройки памятника.
– В августе 1836 года место для памятника выбирал сам Николай I. Он указал на это место, приказав расчистить его от строений, возможно, и жилые дома там были, – говорит Петров. – Но ведь насколько хорошо были засыпаны и залиты бетоном подземные сооружения, неизвестно.
Допускает Петров, что там были и пороховые хранилища. Именно поэтому вышеупомянутый Осипов, который просветил камерой с лампочкой содержимое провала, утверждает, что заметил кирпичные своды – их могли возводить именно для хранения пороха.
Петров отмечает, что очень важно именно в целом проседание почвы – это говорит о том, что там могут быть огромные пустоты. Застройка здесь была серьезная, у каждого дома были погреба, подземные ледники, подвалы. Все это зачищалось, но заливалось ли качественно бетоном? Это вопрос.
– Я знаю, с каким трудом собирали деньги на памятник, – говорит Сергей Петров. – Средств на заливку пустот могли не найти. Кроме того, наши геологи, в частности, Иван Петрович Мирошников, утверждают, что под землей, кроме Симбирки, в этом месте достаточно ручьев и рек, которые живут своей жизнью.
Обратил внимание Петров и на то, как ведут себя деревья в сквере – они «ложатся» на землю, то есть корни имеют плохое сцепление с почвой.
– Еще один нюанс: я тут узнал, что сам памятник весит 87 тонн, – отмечает краевед. – Но вот на каком фундаменте он стоит? Наши краеведы до этого пока не смогли докопаться, а вопрос очень важный. Я, например, знаю, что раньше в качестве подушки под такие сооружения могли закладывать лиственницы или дубы. Бревна могли подгнить. Представляете, что будет, если памятник наклонится или провалится?
Петров считает, что всю территорию сквера необходимо тщательно исследовать с помощью георадаров. И заниматься этим местом нужно не археологам, которые вряд ли найдут что-то интересное для себя, а геологам, которым предстоит «спасать» сквер и памятник, а возможно, и другие дома – например, для здания Дворянского собрания место расчищали тогда же, когда и под памятник Карамзину.
Сергей Гурьянов
5555
Может снесем сквер, Хаутиев?! Все равно провалится столетняя скульптура. “Силен” попросим памятник в 24 этажа сделать. Так сказать – на века!.
Витя
А чё, хороший повод. Недавно узнал, что поводом для сноса дома Курчатова стал кирпич, якобы свалившийся рядом с проходившей у этого дома старухой. И решили, мол, дом ветхий, сыпется, отреставрировать его невозможно, поэтому снесём его и построим его улучшенную копию. Можно и на месте Карамзинского сквера современный красивый, высоченный дом построить, а на крышу памятник Карамзину поставить, чтобы туристам его издалека, с пароходов видно было. А можно и по другому – домину громадную поставить, а памятник Карамзину в комнатёнке этого дома определить, мол, таким образом от природных катаклизмов и от кислотных осадков культурное наследие спасаем))
гость
ее уже как то пытались переплавить. тепрь наверное и ее во вторчермет отвезут, как ограду с гончаровки.
кис
Обычно, когда статья появляется значит, что-то уже снесли, сломали или вопрос уже решенный (пост фактум). Значит сносить будут.
Чёрный копатель
Отлично.Архи ничччо не нашли Ночью проверим, “Тёрка 705” на ходу.
Пилюлькин
Хорошее место под храм или ТЦ, хотя это одно и то же.
А то мало ли! Как бы чего не вышло… Памятник тяжелый, деревья ложатся, асфальт проваливается – всё неладно, не устроено. А вот стоял бы храм КРАСИВЫЙ, вот было бы хорошо! И никаких деревьев, с ними одни проблемы.
И что это за занятие такое – историк? Если бы это был памятник святому мученику или хотя бы теологу.
Аноним
Экскаватором копать- чё найдешь то?..)