Глава Русской православной церкви патриарх Кирилл выразил недовольство ростом негативного отношения молодых россиян к церкви и обвинил в этом интернет, который-де разжигает антицерковные настроения.

Слова патриарха на церковно-научной конференции в середине июня цитирует «Интерфакс»: «Происходит это, конечно, не на ровном месте, происходит это под влиянием сильного и враждебного по отношению к церкви информационного потока, который распространяется через социальные сети… Используется все то же, что использовалось в конце XIX – начале ХХ века, и тем более в революционные годы: какие-то ошибки со стороны духовенства, оплошности, проявления недостойной жизни». Глава РПЦ объявил и стратегию борьбы с явлением: «Мы должны противопоставить этой массированной новой антицерковной, антирелигиозной пропаганде нашу историю, наших мучеников и исповедников, рассказать современным людям, как подвергалась оплеванию, биению, разрушению церковь наша в преддверии революционных событий, какие мифы использовались для того, чтобы скомпрометировать церковь, государя-императора, царствующую династию и тем самым подорвать основы государственного строя. И ведь удалось!».

Если о чем слова патриарха со всеми этими его «государями-императорами» и говорят, то, на мой взгляд, о совершенном непонимании или нежелании понять ни того, что происходило в канун революции 1917 года, ни того, что происходит сейчас. О каком вообще чьем-то злом умысле по подрыву государственного строя он ведет речь? А кто его подорвал в Австро-Венгерской империи, на месте которой ныне процветают демократические Австрия и Венгрия? Или в Германской империи, снеся всех ее Вильгельмов и укоренив в конечном итоге на ее месте современную процветающую Германию? Во Франции, сметя Людовиков и Наполеонов и открыв дорогу свободам? А увязывая якобы антицерковную пропаганду с компрометацией «государя-императора», патриарх увязывает эти два института в одно целое, невольно выдавая истину – ту, что церковь была тогда не с народом, а с властью против народа, за что, надо думать, потом наравне с прочими эксплуататорскими классами и претерпела.

Противопоставить же «этой новой массированной антицерковной, антирелигиозной пропаганде» должны, оказывается, «нашу историю». Любопытно, однако, какую именно в XXI веке историю собираются вытащить на свет. Лучше всего, конечно, историю XVI века, когда чуть что – и на дыбу либо государь лично голову смахнет, а за религиозные ереси, как боярыню Морозову, – в Сибирь или, как протопопа Аввакума, – в костер. Туда же, разумеется, и все эти социальные сети с интернетами и вместе с теми, кто в них сидит. В них, правда, сидит ныне и РПЦ со своим порталом «батюшкаonline», но это уж какие-то издержки или недогляды.

После той конференции глава Патриархии собрал в своей резиденции политологов и философов и в закрытом режиме обсудил с ними проблему. Как отметили СМИ, вопрос о передаче Исаакиевского собора церкви и суде над блоггером Русланом Соколовским на этой встрече не поднимался. То есть, скажу я, напрасно политологи и философы убили время, поскольку что и стоило там обсуждать, так это Исаакий и Соколовского, а еще суд над группой «Пусси Райт». Те громкие истории, в которых, как в случае с Исаакиевским собором, давно уже крупнейшим и всемирно известным музеем, общественность усмотрела жадность церкви или, как с «Пусси Райт» и Русланом Соколовским, выступила заодно с репрессивными органами. Девушек из группы за песню в храме закатали за решетку, а Соколовскому припаяли три с половиной года условно за то, что прошел по храму со смартфоном в руках и сказал, что не верит в Бога. То есть церковь повела себя с откровенной агрессией, а агрессия способна вызвать лишь ответную агрессию.

Не раз уже писалось, что, прессуя того же 20-летнего Руслана Соколовского, человека в молодежном интернет-мире популярного, церковь прессует всю молодежь в целом. Но зря церковь надеется загнать молодых из века высоких технологий в архаику прошлых веков. Это не овцы, как хотели бы, возможно, именовать их пастыри, а умные, продвинутые люди. Это, собственно, граждане новой информационной государственной формации, которые не любят, когда их достают. И смотреть в XVI век они не будут, не будут и терпеть морального насилия над собой, как не потерпели его поколения начала ХХ века. Надвигающийся информационный мир, как прогнозируют новые буревестники, сокрушит все это бородатое и замшелое средневековье вместе с его политологами и философами. А к церкви, как это ни странно, хорошо относились в позднем атеистическом СССР, когда она не лезла к обществу с тем, с чем к нему лучше не лезть.

Сергей Поленов