Очередная пресс-конференция УФАС России по Ульяновской области оставила четкое впечатление: чиновники стали нарушать закон только смелее.
Разделяй и властвуй
Начал глава ульяновского управления Геннадий Спирчагов с тем федеральных, которые частично касаются и Ульяновской области. В частности, недавно Федеральная антимонопольная служба вскрыла картель по дорогам в Ульяновской и Самарской областях, проверив электронные площадки в Москве.
– Этим делом занималась федеральная служба, потому что у региональных управлений полномочий по проверке этих электронных площадок нет, – пояснил Спирчагов.
Речь идет о проработавшем почти три года картеле строительных компаний ПСК «Волга», «Автодоринжиниринг» и «Строймонтажкомплект». Выяснилось, что участники картелей не вели конкурентную борьбу, а по сути разделяли контракты между собой, получая аукционы с минимальным снижением начальной цены. Сумма госконтрактов – 101 миллион рублей.
Комиссия ФАС признала эти компании виновными в реализации антиконкурентного соглашения. Однако, как отмечает Спирчагов, дело еще не закончено, потому что впереди суды – а судебная практика по картелям, к сожалению, не очень хорошая.
Еще одна федеральная тема – закупка иностранных лекарств. Как выяснилось, многие зарубежные фирмы пытались заломить цены на российском рынке, однако ФАС обязала их снизить стоимость товара до минимальной, которая используется, например, в Польше. После недолгого бодания иностранцы согласились с требованиями антимонопольщиков.
В Ульяновской области с лекарствами и продукцией медицинского назначения проблема другая – контракты очень часто заключаются с одной «властвующей» на рынке компанией. Как пояснил глава УФАС, нередки случаи, когда закупки для больниц делают нарочито большими, объединяя в них и шприцы, и бинты, и медицинские маски, и чего бы то ни было. В итоге в одном из таких аукционов появилось 3,5 тысячи наименований!
– Нам жаловались, например, производители шприцов, – говорит Спирчагов. – Они недоумевают: как же участвовать в аукционах в Ульяновской области, если там лоты объединяются – мы-то только шприцы производим! В итоге три года на таких аукционах побеждает одна и та же компания. В других регионах, кстати, лоты разделяют: отдельно закупают шприцы для всех больниц, отдельно – бинты и т.д.
Аналогичная проблема была с Фондом модернизации ЖКК – лоты по капремонту объединялись в один большой аукцион по 140 миллионов рублей: два года выигрывали такие тендеры две компании, а малый бизнес был отрезан от участия. Дело дошло до уголовного производства.
Аукцион не нужен
Но тут были хотя бы организованы торги, пусть, возможно, и заведомо дающие преимущество некоторым компаниям. Больше поражает ситуация, например, с ремонтом улицы Гончарова на 120 миллионов рублей. Напомним, в 2015 году асфальт переложили вообще без проведения каких-либо торгов. Почему, как так вышло – антимонопольщики только разводят руками.
– Торги там должны были проводиться по ФЗ №44, в котором четко прописано, что без проведения торгов можно совершать закупки только на 100 тысяч рублей, – говорит Спирчагов. – Там дорогу отремонтировали на 120 миллионов рублей! Непонятно даже, на что надеялись, когда подписывали контракт.
По этой улице все документы уже переданы в правоохранительные органы, а три участника ремонта – управление дорожного хозяйства, заказчик и исполнитель – оштрафованы УФАС. К чему приведет разбирательство в правоохранительных органах – пока неизвестно.
Но уже можно сказать, что случай, каким бы диким он ни был, не единичный. По словам Спирчагова, в регионе по федеральной программе на выделенные Москвой деньги было построено семь детских садов в шести районах без проведения вообще каких-либо торгов. Суммы контрактов немаленькие – где-то 22,5, где-то 40 миллионов рублей. Речь идет, в частности, о Сурском, Николаевском районах, Ишеевке.
Схема поражает: физическое лицо (даже не компания!) сначала за день-два получает земельный участок, строит здание детского сада якобы для своих нужд, а потом предлагает региону его купить. Делается формальная проверка и оценка – и выделенные федералами на детские сады деньги платят за это здание. Торгов – нет, кто и как строил – непонятно.
– Здесь есть признаки сговора, поэтому после выигрыша этих дел в судах материалы нами были направлены в правоохранительные органы, – отметил Спирчагов. – Возможно, попытаемся добиться дисквалификации должностных лиц в Ишеевке, чтобы в следующий раз при попытке заключить такой контракт чиновники знали, чем это чревато. Речь ведь не только о деньгах, но и о безопасности детей. На расходные материалы не было ни чеков, ни сертификатов, неизвестно даже, какой фундамент залит под этот садик!
Об отмазках и отсидках
Спирчагов обсуждал эту тему с чиновниками, на что те ему ответили, что делают, «как в других регионах». Однако глава Управления ФАС возражает: в других регионах проводят торги, а при аналогичной схеме в Красноярске и Челябинске должностное лицо взяли сотрудники УБЭП при передаче взятки – там человека однозначно будут судить.
Еще одна «отмазка», которую слышали в ФАС, – крупные строительные организации не пойдут строить в районы за такие суммы.
– Я специально потом спросил у представителя строительной организации, стал бы он строить садик в районе за 40 миллионов рублей или нет, – говорит Спирчагов. – Тот однозначно сказал, что, конечно бы, стал.
Пока должностные лица получили от УФАС штрафы за историю с садиками – там, где правота антимонопольщиков доказана. Что будет дальше – большой вопрос. До уголовного дела в отношении конкретных виновников дело может не дойти.
На это указывает неожиданно развалившееся дело экс-главы администрации Сурского района Александра Панчайкина, который сначала разрешил проводить строительство газопроводов по незаконно заключенному контракту, затем проигнорировал требования ФАС и нескольких постановлений судов и разрешил довести строительство до конца. В итоге построенный межпоселковый газопровод оказался юридически не существующим, а сам Панчайкин попал под две статьи Уголовного кодекса. Ситуация разрешилась неожиданным образом: все-таки нашли способ подключить трубы к магистральному газопроводу, а экс-глава администрации написал ходатайство с просьбой освободить его от уголовной ответственности, поддержанное двумя структурами, которое было просто удовлетворено. Единственное понесенное им наказание – пять штрафов, наложенных со стороны УФАС за два года разбирательств, да судебный штраф в 20 тысяч рублей.
– То есть Панчайкин после такого дела сможет даже занимать посты и главы администрации района, и министра, – недоумевает глава УФАС России.
Подобный прецедент очень опасен, и странно, что никто в итоге не настоял на привлечении чиновника к уголовной ответственности – ведь теперь в районах понимают, что в случае необходимости можно пренебречь нормами законодательства о контрактной системе и затем выйти сухими из воды. Этим уже пользуются – так, по данным УФАС, в той же Ишеевке строится ФОК, контракт по которому был заключен точно так же, без проведения торгов.
Сергей Гурьянов
Василий
Нужно Спирчагова в губернаторы двигать. Мужик правильный!
Игорь
Детский садик построен, новый, хороший. Физическое лицо строило для своих нужд – значит качество сам контролировал, что намного лучше, чем госконтроль. Муниципалитет выкупил – стал новый садик муниципальным. А схема – ну теперь жизнь такая, нужно применять другие схемы финансирования, старые схемы уже не работают.
Газопровод построили, нормальный газопровод. Тоже вынуждены были применять нестандартную схему, т.к. со старой схемой финансирования газопровода не было бы. А так он есть – газовики подключили, для населения газ пошел по этой трубе. Снова хорошее дело. А нынче время такое – найдутся те, что за нужное дело могут засудить, мол должен был так, а сделал эдак. Какая разница если объект есть и используется муниципалитетом. Итог то один – все для блага села. А некоторые снова недовольны – мол написано так, а сделано не так.
Самарец
Почти все торги на стройку и ремонт в Ульяновске идут через сговор, т.е. картель. Двадцать контор заходят – один шаг на аукционе! Все всё знают – кто рулит, как рулит – движений никаких!