Очередная пресс-конференция УФАС России по Ульяновской области оставила четкое впечатление: чиновники стали нарушать закон только смелее.

Разделяй и властвуй
Начал глава ульяновского управления Геннадий Спирчагов с тем федеральных, которые частично касаются и Ульяновской области. В частности, недавно Федеральная антимонопольная служба вскрыла картель по дорогам в Ульяновской и Самарской областях, проверив электронные площадки в Москве.

– Этим делом занималась федеральная служба, потому что у региональных управлений полномочий по проверке этих электронных площадок нет, – пояснил Спирчагов.

Речь идет о проработавшем почти три года картеле строительных компаний ПСК «Волга», «Автодоринжиниринг» и «Строймонтажкомплект». Выяснилось, что участники картелей не вели конкурентную борьбу, а по сути разделяли контракты между собой, получая аукционы с минимальным снижением начальной цены. Сумма госконтрактов – 101 миллион рублей.

Комиссия ФАС признала эти компании виновными в реализации антиконкурентного соглашения. Однако, как отмечает Спирчагов, дело еще не закончено, потому что впереди суды – а судебная практика по картелям, к сожалению, не очень хорошая.

Еще одна федеральная тема – закупка иностранных лекарств. Как выяснилось, многие зарубежные фирмы пытались заломить цены на российском рынке, однако ФАС обязала их снизить стоимость товара до минимальной, которая используется, например, в Польше. После недолгого бодания иностранцы согласились с требованиями антимонопольщиков.

В Ульяновской области с лекарствами и продукцией медицинского назначения проблема другая – контракты очень часто заключаются с одной «властвующей» на рынке компанией. Как пояснил глава УФАС, нередки случаи, когда закупки для больниц делают нарочито большими, объединяя в них и шприцы, и бинты, и медицинские маски, и чего бы то ни было. В итоге в одном из таких аукционов появилось 3,5 тысячи наименований!

– Нам жаловались, например, производители шприцов, – говорит Спирчагов. – Они недоумевают: как же участвовать в аукционах в Ульяновской области, если там лоты объединяются – мы-то только шприцы производим! В итоге три года на таких аукционах побеждает одна и та же компания. В других регионах, кстати, лоты разделяют: отдельно закупают шприцы для всех больниц, отдельно – бинты и т.д.

Аналогичная проблема была с Фондом модернизации ЖКК – лоты по капремонту объединялись в один большой аукцион по 140 миллионов рублей: два года выигрывали такие тендеры две компании, а малый бизнес был отрезан от участия. Дело дошло до уголовного производства.

Аукцион не нужен
Но тут были хотя бы организованы торги, пусть, возможно, и заведомо дающие преимущество некоторым компаниям. Больше поражает ситуация, например, с ремонтом улицы Гончарова на 120 миллионов рублей. Напомним, в 2015 году асфальт переложили вообще без проведения каких-либо торгов. Почему, как так вышло – антимонопольщики только разводят руками.

– Торги там должны были проводиться по ФЗ №44, в котором четко прописано, что без проведения торгов можно совершать закупки только на 100 тысяч рублей, – говорит Спирчагов. – Там дорогу отремонтировали на 120 миллионов рублей! Непонятно даже, на что надеялись, когда подписывали контракт.

По этой улице все документы уже переданы в правоохранительные органы, а три участника ремонта – управление дорожного хозяйства, заказчик и исполнитель – оштрафованы УФАС. К чему приведет разбирательство в правоохранительных органах – пока неизвестно.

Но уже можно сказать, что случай, каким бы диким он ни был, не единичный. По словам Спирчагова, в регионе по федеральной программе на выделенные Москвой деньги было построено семь детских садов в шести районах без проведения вообще каких-либо торгов. Суммы контрактов немаленькие – где-то 22,5, где-то 40 миллионов рублей. Речь идет, в частности, о Сурском, Николаевском районах, Ишеевке.

Схема поражает: физическое лицо (даже не компания!) сначала за день-два получает земельный участок, строит здание детского сада якобы для своих нужд, а потом предлагает региону его купить. Делается формальная проверка и оценка – и выделенные федералами на детские сады деньги платят за это здание. Торгов – нет, кто и как строил – непонятно.

– Здесь есть признаки сговора, поэтому после выигрыша этих дел в судах материалы нами были направлены в правоохранительные органы, – отметил Спирчагов. – Возможно, попытаемся добиться дисквалификации должностных лиц в Ишеевке, чтобы в следующий раз при попытке заключить такой контракт чиновники знали, чем это чревато. Речь ведь не только о деньгах, но и о безопасности детей. На расходные материалы не было ни чеков, ни сертификатов, неизвестно даже, какой фундамент залит под этот садик!

Об отмазках и отсидках
Спирчагов обсуждал эту тему с чиновниками, на что те ему ответили, что делают, «как в других регионах». Однако глава Управления ФАС возражает: в других регионах проводят торги, а при аналогичной схеме в Красноярске и Челябинске должностное лицо взяли сотрудники УБЭП при передаче взятки – там человека однозначно будут судить.

Еще одна «отмазка», которую слышали в ФАС, – крупные строительные организации не пойдут строить в районы за такие суммы.

– Я специально потом спросил у представителя строительной организации, стал бы он строить садик в районе за 40 миллионов рублей или нет, – говорит Спирчагов. – Тот однозначно сказал, что, конечно бы, стал.

Пока должностные лица получили от УФАС штрафы за историю с садиками – там, где правота антимонопольщиков доказана. Что будет дальше – большой вопрос. До уголовного дела в отношении конкретных виновников дело может не дойти.

На это указывает неожиданно развалившееся дело экс-главы администрации Сурского района Александра Панчайкина, который сначала разрешил проводить строительство газопроводов по незаконно заключенному контракту, затем проигнорировал требования ФАС и нескольких постановлений судов и разрешил довести строительство до конца. В итоге построенный межпоселковый газопровод оказался юридически не существующим, а сам Панчайкин попал под две статьи Уголовного кодекса. Ситуация разрешилась неожиданным образом: все-таки нашли способ подключить трубы к магистральному газопроводу, а экс-глава администрации написал ходатайство с просьбой освободить его от уголовной ответственности, поддержанное двумя структурами, которое было просто удовлетворено. Единственное понесенное им наказание – пять штрафов, наложенных со стороны УФАС за два года разбирательств, да судебный штраф в 20 тысяч рублей.

– То есть Панчайкин после такого дела сможет даже занимать посты и главы администрации района, и министра, – недоумевает глава УФАС России.

Подобный прецедент очень опасен, и странно, что никто в итоге не настоял на привлечении чиновника к уголовной ответственности – ведь теперь в районах понимают, что в случае необходимости можно пренебречь нормами законодательства о контрактной системе и затем выйти сухими из воды. Этим уже пользуются – так, по данным УФАС, в той же Ишеевке строится ФОК, контракт по которому был заключен точно так же, без проведения торгов.

Сергей Гурьянов