По материалам семейного фонда Рогозиных подготовил Антон Шабалкин ведущий архивист Государственного архива Ульяновской области При создании в 1918 году в нашем городе Единого народного музея (ныне Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова) у него было “три источника и три составные части”. Помимо музея Симбирском губернской ученой архивной комиссии, Народный музей стал наследником еще двух дореволюционных музеев Симбирска: древлехранилища церковно-археологического общества и естественно-исторического. Последний был открыт в 1909 году и располагался в здании на углу Покровской улицы и Беляевского переулка (ныне улицы Льва Толстого и Матросова). При музее в 1914 году спроектировали, а в 1915 году устроили небольшой зоологический сад. насчитывавший около полусотни животных. Но в условиях Первой мировой войны содержать зверей и птиц стало не на что. Оголодавших медведя и волка пришлось даже пристрелить. Из их шкур изготовили чучела для того же музея. Еще будучи гимназистом состоял сотрудником естественно-исторического музея Игорь Рогозин. Немало привозил он из поездок по Поволжью чучел животных, полезных ископаемых и археологических экспонатов. При раскопках порой случались забавные и опасные истории. Приведем отрывок из мемуаров 1975 года Игоря Степановича Рогозина (1899-1977), ставшего известным советским геологом, об одном приключении. Все началось с ознакомления с музеем плотника, работавшего в саду у отца И горя, «короля симбирских садоводов» Степана Степановича Рогозина. «…Летом 1916 года, работавший у отца плотник, которого я однажды затащил в музей, сообщил мне, что в его деревне Красной Реке, расположенной за селом Майна, на левом берегу Волги, при рытье канавы в березовой роще на горе, были обнаружены человеческие кости. Там, по-видимому, было кладбище, но о нем никогда и никто в деревне не слыхал. Береза – священное дерево черемисов (мордвы), и я по-думал, что вскрыто какое-нибудь древнее погребение». Ныне Красная Река – село Старомайнского района. Выдающийся геолог Рогозин не столь хорошо разбирался в этнографии и допустил ошибку, называя черемисов мордвой. На самом деле черемисы – устаревшее русское наименование марийцев. «По окончании работы плотник поехал домой в Красную Реку. Поехал с ним и я. Утром, взяв с собой мальчишку, которому плотник рассказал, как найти канаву, я отправился на раскопки. При осмотре стенок канавы в одном месте был обнаружен шейный позвонок. При первом же ударе лопаты из земли посыпались бусы и мелкие треугольные серебряные монетки. Кладбище было не очень древнее, вероятно, болгарское. Вырыв из земли весь скелет, причем в вырытую нишу лазил и мальчишка, я сложил находку в мешок и вернулся в деревню. Мальчишка сразу куда-то ушел, а я умылся и сел у окна. Вскоре на улице стал собираться народ. В избу вошла хозяйка с перепуганным лицом. Спросила, правда ли, что я принес в мешке покойника. Я ответил, что в сенях в мешке лежат человеческие кости. Побледнев и ничего не сказав мне, хозяйка ушла. Немного погодя вошел встревоженный хозяин и шепотом сказал мне: «Бери скорей мешок, беги, я тебя задами (т.е. через огород около дома) выведу». Осторожно вывел меня через задние двери сарая, велел ползком миновать огород и без дорог, лесом бежать в Майну и на пароходную пристань». «Что же оказалось. Уйдя от меня, мальчишка похвастался перед девчонками, что был со мной, раскопали могилу, достали какую-то девку без головы и кучу сере-бра (клад). Девчонки с преувеличениями немедленно сообщили обо всем матерям, а те мужьям и тоже со всякими “добавлениями”. В общем, я оказался похитителем мертвецов, колдуном и т.п. На суеверную толпу почему-то особенное впечатление произвела «девка без головы». Дом, в котором я находился, решили поджечь (он стоял в стороне от других). Трогать непосредственно меня почему-то боялись. Хозяину стоило больших трудов успокоить народ. Когда я скрылся, он позвал в дом наиболее благоразумных мужиков и те, убедившись, что меня нет в доме, успокоили и других». Так 17-петний Игорь избежал перспективы быть сожженным за «колдовство» в лучших традициях средневековья – и это за какие-то несколько месяцев до революции… Ему было явно не до смеха. Тем более что на этот раз он отправился на раскопки без верного друга-однокашника Дмитрия Перкина, впоследствии участника Гражданской войны и геолога. Однако спустя год любопытство пересилило страх. «Обо всем этом я рассказал Мите. В следующем 1917 году, уже после Февральской революции, мы с ним опять побывали в Красной Реке. На этот раз мужики только смеялись над тем, как они хотели сжечь дом вместе со мной (нечистой силой)». «И все бабы… – оправдывались мужики, – …наговорили такого …уж кое-кто из нас потом оттаскали своих-то дур», – избили, значит. Обычное это было дело в русской деревне, когда мужик избивает или, как тогда говорили, «учит» свою жену и детей. И никто, решительно никто не вмешивается в это «семейное» дело. На этот раз из-за меня, из-за моей работы для музея пострадали деревенские женщины. Это в деревне. А в городе? На пароходных пристанях? Матросы, грузчики, ломовые извозчики… та же картина». Кстати, немало экспонатов пале онтологической коллекции нашего краеведческого музея также собрали приятели Рогозин и Перкин Хотя это были останки ископаемых животных, а не пресловутая «девка без головы», проблем тоже хватало. «Однажды мы с Митей привезли на лодке найденные нами на Волжских островах кости мамонта, носорога и др., костей было много. Сразу унести их в музей не было возможности, и мы, с разрешения знавших меня матросов, сложили кости в общей каюте на пристани. Вернувшись, мы увидели кости выброшенными из каюты на палубу, а старший матрос (шкипер) набросился на нас с матерной бранью и угрозой вышвырнуть нас за борт вместе с костями”. Будем надеяться, что у современных музейных археологов и палеонтологов никогда не случится подобных казусов. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Усы Деда Мороза
как “прекрасно” жили люди до Революции.
….”Но в условиях Первой мировой войны содержать зверей и птиц стало не на что. Оголодавших медведя и волка пришлось даже пристрелить. Из их шкур изготовили чучела для того же музея.”
для сравнения почитайте про зоопарк в осажденном Ленинграде во время ВОВ
777
сколько людей умерло в Петрограде в 1МВ и в Ленинграде во 2МВ? а вы всё о животных.