Пострадавший от борщевика житель нового города Виктор Михайлович сетует на отсутствие мер борьбы с ядовитым растением в регионе.

– Этим летом я впервые в жизни пострадал от борщевика, который разросся в селе Енганаево, где у меня дача, – рассказал Виктор Михайлович. – Язвы от ожогов на теле держались несколько дней. Спасла только баня.

После случившегося Виктор Михайлович стал замечать, что огромные территории, заросшие борщевиком, есть не только в сельской местности, но и в городе. Например, около Заволжского районного суда, вдоль 9-го, 10-го Инженерных проездов.

– Борьбу с этим опасным растением никто не ведет. А ведь он распространяется с бешеной скоростью, захватывая все новые и новые территории, – сетует читатель. – Это же настоящее биологическое оружие, которому нужно противостоять!

Распространению борщевика Сосновского способствовало решение советских учёных культивировать его как силосное растение — на корм скоту. Для этого требуются сочные и легко набирающие массу растения. Борщевик подошёл по этим параметрам идеально. Он быстро набирает массу, отлично растёт в условиях холодного климата. В конце 40-х годов селекционер Пётр Вавилов (однофамилец академика) из Института биологии Коми АССР убедил руководство Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (ВАСХНИЛ) в том, что восстановить разрушенное войной сельское хозяйство поможет борщевик — источник дешёвого и эффективного силоса для кормления скота. Увы, спустя несколько лет стало понятно, что корм из борщевика получился на редкость плохой. Коровы ели его из-под палки, предпочитая другие растения, молоко после борщевиковой диеты оказалось горьким до такой степени, что употреблять его было невозможно. Кроме того, борщевик повлиял и на репродуктивную систему: всё чаще рождались телята-уродцы, коровы становились бесплодными. Почти сразу борщевик прекратили выращивать в качестве корма, но было поздно: ядовитый джинн уже вылетел из своей бутылки.

Борщевик опасен тем, что он фототоксичен. Прозрачный водянистый сок борщевика содержит светочувствительные вещества из группы фуранокумаринов. Под действием ультрафиолетового излучения они переходят в активную форму, способную вызывать повреждения кожи. После контакта с растением — особенно в солнечные дни — на коже может появиться сильный ожог первой степени. Особая опасность заключается в том, что прикосновение к растению первое время не вызывает никаких неприятных ощущений.

Более того, если сок воздействовал через одежду, например носки, волдыри могут появиться позднее, когда вы, к примеру, вечером снимете одежду. Причём для активации достаточно комнатного света. Волдыри, заполненные жидкостью от контакта с соком борщевика, проходят очень долго, они болезненные и плохо заживают.

Грубо говоря, сок растения лишает клетки кожи человека защиты от ультрафиолета. И кожа сгорает даже в пасмурный день за считанные минуты. Причём это не просто покраснение, а серьёзный фотохимический ожог. При поражении 80 процентов тела или более наступает смерть.

Сок борщевика при попадании в глаза может привести к слепоте. Отмечены случаи потери зрения детьми, которые играли с полыми стеблями растения как с подзорными трубами. Причём не всегда необходимо для получения ожога контактировать с соком растения. Часто достаточно просто потрогать листья борщевика Сосновского. В группе риска — дети и горожане, приехавшие отдыхать на природу и не знающие, что это за растение.

Если сок борщевика всё-таки попал на кожу, нужно как можно быстрее убрать это место со света. Да, сначала нужно не бежать смывать сок, а замотать поражённый участок. Звучит нелогично, но это именно так. Затем нужно при искусственном свете тщательно смыть водой с мылом весь сок, попавший на кожу, и после этого ещё минимум двое суток не подставлять данный участок тела солнцу. Да, сок мог уже подействовать на клетки кожи, и, даже если его не осталось на поверхности, фотохимический ожог не заставит себя ждать.

Если ожоги всё-таки появились, то стоит показать их врачу, особенно если место поражения достаточно большое.

Николай Генин. Фото – ГТРК “Вятка”