В редакцию спустя два года после публикации («В котле», 30 июня 2015 года) о проблеме с газовым оборудованием в поселке Языково обратились участники той истории – люди, которых и обвиняли в неправильной установке котла, якобы опасного для жизни людей в многоквартирном доме. Судя по всему, после того как поселок перевели на газ и заменили центральное отопление индивидуальным оборудованием, люди ожесточились: страшно от того, как часто котлы становятся причиной гибели людей, – и теперь готовы друг друга засудить.

В июне 2015 года нам прислала письмо жительница дома №9а в переулке Ульянова в поселке Языково Таисия Михайловна. Она рассказала, что раньше ее многоквартирный дом отапливался от централизованной котельной, однако потом провели газ и пришлось подключать индивидуальное газовое отопление (ИГО). Котлы, оборудование установили в 2010 году на последние деньги, однако после этого в доме начался разлад между соседями.

Как уверяла в письме Таисия Михайловна, в ее квартире постоянно пахнет газом, который якобы идет от соседей, не позаботившихся о правильной и законной установке оборудования. Более того, она утверждала, что и к бане был проведен газ без какого-либо проекта. Проверки нарушений не выявили, однако пробы воздуха в комнате Таисии Михайловны показали превышение предельно допустимой концентрации оксида углерода и диоксида азота.

Сама она жаловалась нам на многочисленные комиссии, которые так и не смогли выявить каких-либо нарушений и относились к ее жалобам недостаточно внимательно.

Спустя два года нам прислали письмо отчаявшиеся соседи Таисии Михайловны – те самые, которых она обвиняла в том, что запах газа стоит у нее в квартире. Семья Расщупкиных живет на первом этаже в квартире №3, Таисия Михайловна – в квартире №4 на втором этаже. Газом, как уверяют Расщупкины, они никого не травят, а в 2010 году законно установили и запустили индивидуальное газовое отопление – котел.

Расщупкины уверяют, что неоднократные проверки показали, что запаха газа нет, а превышение концентрации оксида углерода в квартире №4 говорит только о том, что там топится дровяная печь. Котел Расщупкиных стоит на кухне, в комнату к соседям сверху, по их словам, запах газа вообще не мог от них попасть. При этом котлом пользуются только в зимний период – готовят на электрической плите. Опровергли Расщупкины и обвинения в том, что баня отапливается газом – он туда не проведен, топят дровами, что тоже показали неоднократные проверки.

Тем не менее дело дошло до суда, хотя Расщупкины и указывают на то, что все документы, а также акты проверок, говорящие в их пользу, у них на руках. Хозяина квартиры, инвалида 2-й группы с проблемами сердца, затаскали по судам. Хуже и то, что теперь весь поселок в этот конфликт вовлечен: о скандале между соседями знают все жители Языкова. Это обсуждается, люди на них косо смотрят, некоторые приходят с воззваниями…

Кто виноват в этом конкретном случае – решит суд. Пока одно решение уже есть (Карсунского районного суда от 21 июня 2016 года), и оно показало, что котел в квартире Расщупкиных был установлен законно с точки зрения процедуры – с привлечением «Газпром газораспределение Ульяновск», – но технически неверно: под окном. То есть Расщупкины-то устанавливали котел вполне официально, но специалист «Газпрома» принял работы, хотя, по мнению суда, не должен был. В итоге суд обязал «Газпром газораспределение» обеспечить надлежащую установку газового оборудования. До сих пор окончательно с этим котлом не разобрались.

В то же время вполне возможно, что запах газа в квартире Таисии Михайловны действительно отсутствует – неоднократные замеры это показывали. Расщупкины утверждают, что у нее самой котел в неисправном состоянии.

Ситуация запутана до предела. Расщупкины и «Газпром газораспределение» оказались по одну сторону баррикад, Таисия Михайловна и администрация поселения – по другую. А самое ужасное – житья нет ни тем, ни другим. Власти, газовики, надзорные органы никак не могут разобраться, убытки – материальные и моральные – несут люди. Да и прецедент этот не единственный – разбирательства с котлами, которые люди вынуждены ставить в многоквартирных домах, идут во многих городах по всей России.

Причиной всего этого, вероятно, оказалась проблема необходимости замены центрального отопления на ИГО – старые многоквартирные дома зачастую просто технически не приспособлены к установке газового оборудования. Об этом неоднократно говорилось, это даже становилось причиной трагедий, где малейшая ошибка в установке приводила к тому, что газ скапливался в квартире. В итоге человек, почувствовавший запах газа (или любой другой запах, похожий на этот), сразу начал бить тревогу, а наткнувшись на невозможность решить проблему, вступил с соседями в открытую войну.

Решить эту проблему могли бы власти или газовики, однако пока ее вынуждены расхлебывать сами жители. Во что это выливается – видим из этих двух писем отчаявшихся людей. Напомним, история с котлами длится уже семь лет и никак не разрешится.