В столице идут митинги против сноса «хрущевок», народ активно сопротивляется переезду в новые дома, тогда как в провинции обратная ситуация – митинговать впору за расселение.

Тем временем в Кремле подготовили поправки в Жилищный кодекс РФ, которые обяжут муниципалитеты провести капитальный ремонт за свой счет в домах по закону о приватизации… Притом что денег на это у них не хватает даже по исполнению уже вынесенных судебных решений! Возникает вопрос: может быть, логичнее перенаправить финансовые потоки из сопротивляющейся реновации Москвы в регионы?

В прошлом году из аварийного жилья в Ульяновске переселено 105 семей и начато расселение жителей оползневой зоны, которое должно завершиться до конца 2017 года. Проведен капитальный ремонт 121 многоквартирного дома на сумму свыше 200 млн. рублей.

– Проведенная нами инвентаризация показала, что расселения требуют 865 многоквартирных жилых домов. По самым скромным подсчетам, на это необходимо порядка пяти миллиардов рублей. Очевидно, одному городскому бюджету такую ношу не вытянуть, – прокомментировал Глава администрации Ульяновска Алексей ГАЕВ во время своего отчета о проделанной работе перед депутатами Гордумы.

То есть лишь на первостепенные задачи по расселению людей из разваливающихся домов уже требуется половина всего бюджета муниципалитета. И это мы еще не учли решения судов, которые требуют от города провести капремонт по закону о приватизации. Если приплюсовать и эти обязательства, получится около 7 млрд. рублей. Но кому-то показалось, что и этого недостаточно, и надо сделать так, чтобы обязанность проводить капремонт по приватизации, как говорится, была включена по умолчанию. А эти затраты исчисляются суммой, которая вообще превышает весь бюджет города в целом.

Комитет Госдумы по жилищной политике и ЖКХ поддержал разработанный Минстроем РФ законопроект с соответствующими поправками в Жилищный кодекс. Предполагается, что за неотремонтированные дома муниципалитеты будут перечислять необходимые средства на счет региональных операторов или на специальный счет, в зависимости от способа формирования фонда капремонта для конкретного дома. Более того, так как эти МКД уже давно ждут своей очереди на ремонт, то проведение работ в них предлагается поставить в приоритет – то есть в начало очереди по региональной программе. Делается это как бы для того, чтобы облегчить жизнь собственникам, которые сегодня вынуждены отстаивать право капремонта по закону о приватизации в суде.

– Сегодня активные собственники все чаще обращаются в суды, требуя от муниципалитетов исполнения обязательств по содержанию домов до передачи их в собственность жильцам в ходе приватизации. Однако судебная практика сейчас неоднородная, и законопроект позволит установить понятные и единые на всей территории страны принципы выполнения этого обязательства, – пояснил замглавы Минстроя России Андрей ЧИБИС.

Проще говоря, федеральный центр намерен законодательно и окончательно снять с себя обязательства по капремонту жилья граждан, в том числе и по приватизации. Однако прежде чем принимать законы, хорошо бы подумать о том, как они будут выполняться и могут ли они вообще быть выполнены в реальности или останутся лишь декларацией на бумаге.

– У муниципалитетов нет реальных возможностей выполнить свои обязательства в соответствии со ст 16 Закона «О приватизации…», такова реальность, – считает адвокат Григорий КАЛЕНОВ.

– Однако позиция судов состоит в том, что муниципалитеты обязаны, так как у них эта обязанность идет еще со времен СССР Это полуправда! Не было никогда в СССР никаких самостоятельных бюджетов. Были сверху донизу органы власти, которые подчинялись центру. Об этом вслух предпочитают не говорить, так как иначе придется действительно признавать, что это обязанность государства, а не органов местного самоуправления. Именно поэтому появляются такие законодательные инициативы, как 185-ФЗ и региональная система капремонта в «общий котел». Ну не хотят у нас признать обязанность по проведению капремонта внутренним долгом государства. Поэтому и возникла идея, как бы отменить ст. 16 Закона «О приватизации…» – не так, так эдак!

О чем, собственно, речь? Для гражданина ведь нет никакой разницы, за чей счет ему должны выполнить капремонт по закону о приватизации. Вернее, большинству не понятно, чем отличается федеральный бюджет от казны органа местного самоуправления, ну, кроме того, что это две несопоставимо разные величины. Однако и формирование у них происходит из разных источников. Государство, если так можно сказать, окормляет всю страну, все ее недра и богатства, а муниципалитет – существует в основном из наших с вами денег, которые мы платим в виде налогов. Поэтому желание государства спихнуть обязанность делать капремонт по закону о приватизации на муниципалитеты выглядит как переложение ответственности на наши с вами плечи. То есть мы должны будем финансировать капремонт и через свои обязательные взносы в региональный фонд – с одной стороны, и через свои налоги в бюджет нашего города – с другой.

Особенно неприятно, что вся эта история разворачивается на фоне масштабной реновации в Москве. Столица и так небедно живет, а тут еще и такой подарок – меняют старые «хрущевки» на новые дома! Вся страна, сглатывая слюни, с завистью следит за этим аттракционом неслыханной щедрости, а москвичи тем временем, что называется, нос воротят: не хотим, не надо! Подписывают петиции, создали общественное движение и проводят митинги против реновации… Так и хочется воскликнуть: «Елки-палки, ну, не надо вам, поделитесь хоть немного, отдайте эти средства в регионы, у нас есть что снести и кого расселить!».

Согласно всероссийскому опросу ВЦИОМ, о программе реновации жилья в Москве слышали 70% россиян. При этом большинство (73% жителей страны) считает, что некоторые регионы нуждаются в такой программе гораздо больше, чем столичный мегаполис. Более того, даже среди москвичей и петербуржцев больше тех (70%), кто считает проблему ветхого жилья в регионах более острой, чем в столице.

Алексей Николаев