Налогообложение гаражностроительных кооперативов (ГСК) зашло в Ульяновске в тупик, в связи с чем владельцы гаражей не исключают, что власти, возможно, намеренно ведут ГСК к банкротству.

Проблемы у ГСК с уплатой налогов на занимаемые ими участки начались, когда рассчитывать налог стали не по инвентаризационной стоимости земли, а по кадастровой, что одномоментно повысило суммы, подлежащие уплате в бюджет, до десятка раз. Большинству ГСК Ульяновска это стало не по карману, и вот уже несколько лет подряд руководство гаражных кооперативов пишет коллективные письма в Городскую Думу, в которых просит предоставить ГСК на налоговую льготу. До нынешнего года Дума такую льготу предоставляла, а на 2017-й оставила полную ставку налога в 1,5 процента, без льготы.

В других регионах сделали проще и человечней, понизив при переходе расчета налога с инвентаризационной стоимости земли на кадастровую его ставку. Где-то, как, например, в Самаре, установили ставку в 0,45 процента, где-то – в 0,3 процента – без мороки с отдельными решениями по льготам. В начале года ГСК обратились в Гордуму с предложением сделать и у нас так же – снизить ставку налога до 0,3 процента от кадастровой стоимости земли. Но уперлись в нежелание горадминистрации идти навстречу владельцам гаражей. Ставка осталась той же, 1,5 процента, и были введены так называемые адресные льготы, которые, как говорят в ГСК, и завели ситуацию в тупик.
Введены эти льготы были решением Гордумы от 31 мая. В документе перечисляются категории граждан, освобождающихся от уплаты налога на гаражи. Среди них – Герои Советского Союза, России и полные кавалеры орденов Славы, ветераны и инвалиды боевых действий, «чернобыльцы», ветераны труда, инвалиды всех групп и детства, дети-сироты, многодетные, а также ГСК в части, приходящейся на членов-льготников, и еще те, кто в 2017 году переоформил гараж в личную собственность, воспользовавшись областным законом о «гаражной амнистии». То есть льготы эти на деле означают отсутствие льгот, поскольку их обладателей, как, например, Героев Советского Союза или полных кавалеров орденов Славы, в большинстве своем нет в живых, ведь, скажем, Героев присваивали в основном за Великую Отечественную войну, закончившуюся 72 года назад. Инвалидам вряд ли до гаражей, а у детей-сирот нет зачастую не только машины с гаражом, но и своего угла для проживания.

Кроме того, закон о «гаражной амнистии», как выяснилось, не работает и налогоплательщиками почти всегда являются не физические лица, а ГСК как юридические лица, и адресные льготы бессмысленны, говорят в руководстве кооперативов. В решении прописано, что они предоставляются и ГСК, в которых есть гаражи льготников, но механизм расчета суммы налога с учетом льготников отсутствует, и уплатить налог все равно невозможно. Между тем год перевалил за середину. Сумму членских взносов многие кооперативы рассчитали с видом на льготы по типу прошлых лет, что им обещали на встрече и депутаты от «Единой России», и теперь оказываются у разбитого корыта.
Часть владельцев гаражей подозревает во всем происходящем чей- то умысел. Возможно, ГСК хотят обанкротить, а на их месте возвести потом коммерческое жилье, особенно в районах, расположенных рядом с коммуникациями и дорогами. В администрациях ГСК эту конспирологию не разделяют и уверены, что вопрос не решается просто потому, что власть не вникла в проблемы кооперативов, в то, что денег в их распоряжении все меньше, поскольку владельцы гаражей либо задерживают уплату взносов, либо не платят их вовсе. На днях ГСК Ульяновска направили в Городскую Думу новое обращение, в котором просят решить вопрос так, как его решили в других городах России, установив приемлемую ставку налога в 0,3 процента от стоимости земли, и не путаться с льготами.

Андрей СЕМЕНОВ.