Вступили в силу поправки в Жилищный кодекс, внесенные Законом №258-ФЗ от 29.07.2017 г., упорядочивающие оплату расхода коммунальных ресурсов при содержании общедомового имущества (ОДН). Поправки тут же вызвали истерику лиц, причастных к ЖКХ нашего региона.

В ход всегда пускается одна и та же страшилка: что новые нормы могут привести к увеличению счетов в платежках. Но эти поправки носят чисто технический характер, закрепляя в Кодексе то, что уже есть в других документах. А именно: расчет платы за ресурсы в целях содержания общего имущества осуществляется исходя из нормативов и, если в доме установлены общедомовые приборы учета потребления, скажем, воды, управляющим компаниям (УК) предписывается производить по итогам года перерасчет платежей. В случае, если реальный расход ресурса (по счетчику) окажется ниже нормативного, вернуть жильцам разницу. А если выше норматива, погасить ее из собственных средств, что должно свидетельствовать о некачественном содержании инженерной инфраструктуры дома, в чем вины жильцов быть не может.

Но главное условие, определяющее право УК требовать платы за ОДН, осталось тем же самым. В статье 156 Жилищного кодекса часть «9.1» изложена в следующей редакции: «Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном правительством Российской Федерации». Неудивительно, что кормящиеся с наших стен господа в своих воплях о зловредности новых поправок вовсе не упоминают процитированный выше пункт, поскольку он-то и есть базовый.

Требуемые конструктивные особенности определены в правительственных постановлениях, и мы их уже приводили (в «СК» за 14 апреля 2017 г.). Перечислю эти правовые акты и соответствующие пункты в них. Это Правила предоставления коммунальных услуг (№354 от 6.05.2011 г.) – подпункты «а» и «б» пункта 4; Правила установления нормативов (№306 от 23.05.2006 г.) – подпункт 4 (1) пункта 4; Правила содержания общего имущества (№491 от 13.08.2006 г.) – подпункт «л» пункта 11. Смысл всех этих пунктов в том, что у УК есть право требовать с жильцов плату за ресурсы в целях содержания общего имущества (ОДН), если ресурсы (вода) подается непосредственно в места общего пользования, для чего в них проведены трубы; и если в этих местах общего пользования имеются водоразборные устройства и санитарно-техническое оборудование, то есть краны и канализационные сливы. И в этом случае ресурсы в целях содержания общего имущества УК закупает специально и отдельно у поставщиков.

То есть министр жилищно-коммунального комплекса области Дмитрий Вавилин и подчиненный ему директор департамента цен и тарифов Сергей Ципровский вправе устанавливать плату за ресурсы на ОДН только при наличии всех трех условий, причем краны и сливы (унитазы) должны присутствовать одновременно. В Правилах это записано через союз «и» – и то, и другое. Вот там, где на лестницах Вавилин и Ципровский это обнаружат, жильцы обязаны оплачивать расходы на ОДН. Но Вавилин-то с Ципровским ввели плату, в том числе и за водоотведение на ОДН, для всех без разбора, что противозаконно, является, на мой взгляд, наглостью и издевательством над сотнями тысяч ульяновцев и здравым смыслом.

Андрей Семенов