Уже не первый год у нас много говорится о поддержке фермеров. Кому-то везет в реальности: получают субсидии, гранты, участвуя в тех или иных программах. Но немало и тех, для кого получение поддержки государства является несбыточной мечтой. Как сегодня живется аграриям на селе, попытались узнать корреспонденты «МГ».
Крестьянская сторона
В последние годы сфера сельского хозяйства достаточно неплохо финансируется. Но аграрии в один голос утверждают, что деньги оседают у избранных.
— Ко мне приходят многие фермеры с жалобами на чиновников, просят о помощи. В прокуратуру не идут, боятся. Поверьте, если бы объявили, например, амнистию тем, кто сдаст мздоимцев в структурах нашего Минсельхоза, то заявления потекли бы рекой. Пока же преступная схема развращает одного фермера за другим, — убежден глава Цильнинского района Ханяфи Рамазанов.
Даже те сельхозфирмы, что на хорошем счету и имеют солидную положительную историю, не всегда получают заслуженное. Так, например, предприниматель-аграрий Владимир Рыжих по некоторым своим кредитам не получал части компенсаций по процентам на протяжении трех лет.
Глава же Цильнинского района Рамазанов почти столько же бьется за субсидирование одного из своих фермеров Степанова. Но даже его слово и поручительство в областном Минсельхозе невесомы, и аграрию регулярно отказывают, находя массу причин.
— Просто разговор был сразу, что откатов никаких не будет, потому и отказывают регулярно. Минсельхозу это не выгодно. Ведь из того, что я знаю, чиновники министерства зарабатывают до 500 млн рублей в год, — возмущается Рамазанов.
В обход законов
Есть несколько вариантов незаконного получения государственной поддержки. О самых распространенных из них рассказывают очевидцы.
Схема 1.
— Неправомерные схемы начали активно внедряться с тех пор, как у районов забрали право принимать участие в распределении бюджетных денег, направляемых в помощь хозяйствам, — рассказывает Ханяфи Рамазанов.
Например, за полгода, пока Рамазанов находился на больничном, его зам Анисимов якобы засеял 700 га свеклы, хотя ни сеялки, ни трактора, ни комбайна у него не было. А чтобы вырастить 1 га свеклы, надо вложить 100 тыс. рублей. Где, спрашивается, брал чиновник деньги? Как выяснилось, часть якобы была получена от мелких фермеров района, другая же часть досталась в качестве субсидий.
Хотя, чтобы получить господдержку, для аграриев установлены определенные правила, в частности, земельный надел должен быть оформлен по всем правилам и в обязательном порядке должны вестись работы.
Схема 2.
Известны факты, когда документы подделываются.
— У нас в районе есть и те, кто в поле ни разу не выходил, а компенсации, гранты и субсидии получает регулярно. Сомневаюсь, что в Минсельхозе не знали об этом, — рассказывает глава района Рамазанов.
Правда, сейчас многие зашевелились и начали оформлять землю. Только и здесь не все гладко. Чтобы платить меньше налогов, оформляют гектары на тех членов семьи, которые попадают под льготы, например, на несовершеннолетних детей. Понятно, что они не пашут, но деньги на развитие получают.
Схема 3.
Дружба с некоторыми чиновниками из Минсельхоза. Например, есть такой фермер У. У него по документам тоже не все гладко, однако это не мешает ему регулярно получать субсидии и выплаты в обход. Доказательства этому найти легко, достаточно поднять всю первичную документацию.
Попытка привлечь таких фермеров к ответственности уже была весной прошлого года. Тогда документы изымали массово, но потом вдруг все затихло.
Схема 4.
Местные Остапы Бендеры пользовались народным имуществом: землей, строением и не платили налоги. Например, есть в Цильнинском районе один фермер – 15 лет сеял и возделывал чужую землю, обманывал 40 пайщиков!
Не платил за землю ни копейки, обходил налоги, но тоже, как водится, был на хорошем счету в Минсельхозе. Сейчас у него землю отобрали в пользу пайщиков.
У колхоза «Рассвет» тоже проблема с законом. Начали задним числом документы оформлять, да так заторопились, что напутали с датами. В итоге дело в суде на право владения землей и строениями проиграли.
А недавно к главе Цильнинского района приезжала целая делегация — 150 человек из села Новый Урень, говорят, якобы землю фермеры оформили в обход пайщиков и оставили людей с носом. А ведь это Ульяновский район! Однако законность приобретения земли в министерстве, видимо, никого не интересует.
И это лишь часть звеньев большой цепочки. Однако, как ни бились цильнинские фермеры и глава района Рамазанов за правду, правовая оценка этим деяниям до сих пор не дана, а если и дана, то наказания уж больно мягкие – в среднем получают три года условно плюс штраф. Возможно, еще не выработана судебная практика в этой сфере.
По всему выходит, что преступная схема действует?
Теплые отношения
Ситуация прокомментировал глава общественной организации «Федеральный сельсовет» Василий Мельниченко:
— Большую роль в распределении субсидий играют «теплые отношения». Получить субсидии по-честному – это исключительный случай. Хотя я считаю, что система субсидий и дотаций – порочная система развития вообще. Внедрите доступ к ресурсам, и никаких субсидий и дотаций аграриям тогда не потребуется. Зачем с меня брать акцизы на дизельное топливо и другие налоги, просто дайте мне его по нормальной цене. На практике получается так: вы сегодня купите, потом мы вам чуть-чуть отдадим, а потом чуть-чуть украдем, а потом аграрий неправильно отчитался или купил не ту марку топлива, и опять остался должен, но уже со штрафом! Иногда кажется, что самодостаточные фермеры только мешают. Но я напомню, что даже европейцы развили сферу самодостаточных хозяйств. Так, Италия, где на одно хозяйство в среднем 4,6 га земли, производит в 2,5 раза больше продукции, чем вся Россия. Бавария — регион Германии — продает продукции на сумму, как продает вся Россия. Россия все может, но не хочет.
От редакции «МГ»:
Есть ли преступные схемы в региональном сельском хозяйстве, мы не утверждаем. Мы лишь дали людям возможность высказаться. Однако мы хотим обратиться в прокуратуру с просьбой провести тщательную проверку каждого конкретного случая и системы распределения субсидий и грантов в области. Может, что-то и всплывет?

Мария КЛИМОВА