Известно, что европейская наука очень любопытна, пытается проникнуть во все сферы жизни и найти ответ на самые разные ее вопросы. Сейчас ученые предложили в одном из экспериментов поучаствовать священнослужителям.

Идея эксперимента в том, чтобы испытать на священниках-добровольцах действие вещества, обладающего галлюциногенным эффектом. Вещество это содержится в некоторых видах грибов и вызывает, как видно из его характеристики, галлюцинации. Митрополит Илларион, один из наиболее публичных представителей Русской православной церкви, регулярно выступающий в телепередачах, резко раскритиковал проект, сказав, что «если священнослужитель напился водки и впал в состояние опьянения, то это не значит, что он получил какой-то религиозный опыт» (цитата по радио «Эхо Москвы»). Словом, Илларион против участия священников в экспериментах, в которых могут приоткрыться глубины человеческого сознания.

В беседе с публицистом Александром Невзоровым ведущая «Эха» Ольга Журавлева говорит: «Я просто поняла, что смысл этого эксперимента состоит в том, что именно священнослужители должны галлюцинировать как бы в том стиле, в котором они обучались, в котором они живут, то есть им должны увидеться тайная вечеря, еще что-то такое. В этом смысле эксперимент?». Невзоров не сразу, видимо, вникает в смысл сказанного: «Нет. Эксперимент не может ставить перед собой какую-то конкретную цель». А потом фактически вторит словам Журавлевой: «…Хотят выяснить, до какой степени усугубляется или уменьшается религиозное чувство, какого рода видения – из своей ли конфессии, или из конкурирующей начинают посещать…». И митрополит Илларион испугался, вероятно, вот этого.

Того, что галлюциноген, раскрепощающий не столько сознание, сколько подсознательное, может разоблачить священников и продемонстрировать либо их полное безверие, либо какие-нибудь суеверия, неприемлемые, в частности, для канонов православия. Истинная же вера должна, видимо, охватывать все их существо, проникая и в подсознание, и под влиянием галлюциногена священнослужитель увидит не голых женщин, а все те же, как и сказала Невзорову Журавлева, библейские сцены. Как, кстати, и в состоянии опьянения после выпитой водки. Но вдруг нет? Тогда они ханжи, обманывающие свою паству. Тут либо то, либо то – серединки не бывает.

Вера представителей церкви и всегда-то подвергалась в народе сомнению. В советское время о попах говорили, что на людях они молятся, но в их карманах лежат партбилеты. Что означало подозрение, что, поскольку членство в КПСС предполагало атеизм, люди в сутанах на самом деле безбожники. Сейчас, правда, и коммунисты стоят со свечками в церквях, и на галлюциногенах стоило бы, возможно, проверить и их тоже, как и наше высокое хоть церковное, хоть светское начальство. Прелюбопытная могла бы перед потрясенной публикой предстать картина, если бы оказалось, что истинно верующих среди них единицы или вообще ни одного, и народ они просто обманывают, используя этот обман в своих целях.

И речь тут снова о деньгах, собственности и богатствах. Речь, как известно, всегда идет об этом, даже если прямо предмет не называется. Тот же митрополит Илларион в одной из телевизионных программ выступил недавно за повышение цен на крепкий алкоголь. В заботе как бы о благополучии населения. Но, возможно, в заботе и о финансовом благополучии церкви. Во всяком случае раньше она активно занималась поставками крепких напитков на торговые прилавки. В том числе импортировала алкоголь из-за рубежа. Употребление же легального алкоголя в стране снижается, население все больше переходит на продукцию собственного изготовления, и доходы церкви, скажем, начали падать. И вот тут под предлогом спасения заблудших душ предлагается увеличить цены… Невзоров, кстати, считает, что Илларион напрасно ополчился на эксперимент европейских ученых. Ему не протестовать бы надо, говорит публицист, а совершить подвиг веры и самому принять участие в этом эксперименте «с прямой трансляцией, с тем, чтобы мы посмотрели бы, а как, собственно говоря, все эти препараты действуют на целого митрополита. Это было бы чрезвычайно интересно». В смысле, сказал бы Илларион об истинных целях его предложения повысить цены на крепкий алкоголь или бы не сказал.

Андрей Семенов