Как уже сообщал «СК», город Ульяновск отнесен к числу наихудших в ПФО по качеству воздуха. Причины загрязненности тоже указаны, но, на мой взгляд, часть из них откровенно замалчивается.
Основным загрязнителем в отчете названы городские ТЭЦ (ТЭЦ-1 – в Засвияжье, ТЭЦ-2 – в новом городе и ТЭЦ-3 – в Киндяковке), принадлежащие компании «Т Плюс». К «Т Плюс» у нас отношение сложное, тем не менее такую славу ТЭЦ мы считаем преувеличенной. Сгорает в них, как известно, газ, топливо куда более экологичное, чем, например, уголь. Дым относится ветром куда-то в одну сторону, а не на все, скажем, правобережье с его 200 тысячами жителей. Влияние ТЭЦ, возможно, существенно в плане глобального потепления, в отношении же воздуха, которым дышит население, выводы отчета вызывают сомнения.
Странно, что в этом документе совсем не упомянута городская зелень, которую, от трав и кустарников до деревьев, уже не первый год планомерно уничтожают. В то, что это не сказывается на качестве воздуха, поверить могут только совсем уж невежественные люди, поскольку речь – о естественных законах. Это биохимия, и в ней все однозначно: чем больше зелени, тем масштабней процессы фотосинтеза, или, другими словами, превращения углекислого газа в кислород, и поглощения листвой прочих вредных веществ. И тем, соответственно, чище воздух. Верно и обратное: чем меньше зелени, тем более угнетенным становится фотосинтез, тем меньше в атмосфере кислорода и больше углекислого газа и прочих ядов. И именно этим, думаю, объясняется аномально высокий уровень заболевания органов дыхания жителей Ульяновска. На рубке и покосах, однако, завязаны доходы чиновников, почему, вероятно, эта тема и замалчивается.
А умолчание фактора автомобилей и их выхлопов совсем уж непонятно. Город забит машинами, в нем нет ни одного уголка, в котором их не было бы. В центре это сплошные ряды по обочинам, это заполненные автостоянки, как легальные, так и самопальные, это площадки перед офисами, магазинами и проч., это дворы и это нескончаемые потоки движущихся автомобилей. В одном из недавних номеров «СК» рассказывал о заключении профильных ведомств о неготовности города к приему туристов, так как в нем нет того, нет сего, но главный его изъян в том, что в нем нет частного, свободного от гари, копоти и шума пространства, где человек мог бы отдохнуть. И город не столько недружелюбен к своим жителям и гостям, сколько просто враждебен.
И в нем, судя по всему, непробиваемое автолобби. В том же докладе есть раздел о качестве питьевой воды, в котором приведены данные о вредных примесях. Вновь приводятся загрязнители, но опять умалчивается об автомобилях. Я периодически прохожу мимо пары автомоек, и то, что я там вижу, иначе как ужасом не назовешь, когда в боксе стоит машина длиной метров пять и вся белая от пены. Ужас не в том, что ее купают там в драгоценной воде, а в этой пене, представляющей из себя химическое моющее средство. И куда бы оно потом ни уходило, в стоки ли «Ульяновскводоканала», в водоемы ли, в землю ли, в конечном итоге оказывается в реках, из которых население пьет и готовит пищу. Вот это и есть преддверие апокалипсиса, о котором так давно гадают. И проблема эта не только Ульяновска, а и всей безалаберной России, кончающей таким образом самоубийством. Проблема и мира, но в Европе ее хотя бы осознают и пытаются бороться. А у нас не пытаются и, по-моему, даже не осознают, да еще и покрывают ее мраком тайны, как будто впрыскивают морфий.
Василий Мельник