Продолжается активное обсуждение федеральной целевой программы (ФЦП) по очистке Волги, которая может быть принята в ближайшее время.

Сопровождается это все заявлениями о плачевном состоянии великой реки, утверждениями, что нужно ее срочно спасать. А фоном проходит новость: аналогичную ФЦП по сохранению Байкала могут досрочно закрыть из-за ошибок в управлении ею.

О программе «Чистая Волга», которая получит, скорее всего, другое название, «Симбирский курьер» уже писал («За чистую Волгу», номер от 4 августа). Буквально на следующей неделе состоялось совещание в Волгограде под председательством премьера Дмитрия Медведева на этот счет.

На нем председатель правительства заявил, что федеральная программа по очистке Волги рассчитана до 2025 года и ее финансирование составит 257 млрд рублей. При этом участвовать в ней будут и федеральный центр, и регионы, и бизнес – а из каких источников брать деньги, еще придется поломать голову. Каждый регион должен составить свою программу по очистке реки.

Медведев добавил к программе «красок» – сообщил, что в воды Волги попадает 38 процентов всех российских загрязненных стоков, а очистке подвергаются 10 процентов.

После совещания в региональном правительстве активно взялись за дело и провели свое совещание. Так, было решено запустить большую программу реконструкции и строительства очистных сооружений. В этом году из бюджета Ульяновской области на это выделено 13 миллионов рублей. Причем речь идет не только о Волге: начнется проект с Барышского района, там уже готовится проектно-сметная документация.

В Ульяновской области и других волжских регионах будет создан специальный водный фонд для поддержки инвестиционных проектов по строительству и реконструкции очистных сооружений. В саму же программу «Сохранение и восстановление реки Волги» планируется включить «Ульяновскводоканал», «Экопром» и НИИАР.

Все эти новости сами по себе прекрасны, однако очень важно наблюдать за тем, как реализуются аналогичные федеральные экологические программы. Можно ответить на этот вопрос на примере ФЦП по охране Байкала. Там все не очень хорошо.

Так, на днях «Известия» сообщили, что Минэкономразвития обнаружило ошибки в управлении федеральной целевой программой по сохранению уникального озера и предложило досрочно ее закрыть. ФЦП работает с 2012 года, рассчитана до 2020 года – и вдруг нашлись ошибки! Суть в том, что из-за них ряд мероприятий не был выполнен, хотя по Байкалу Россия имеет международные обязательства.

– До сих пор фактически не осуществлена ликвидация негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат», из-за чего ФЦП утрачивает свою актуальность, – рассказали «Известиям» в пресс-службе Минэкономразвития.

Еще один нюанс: изначально на программу планировалось потратить 58 млрд рублей, но в итоге ее урезали до 26 млрд. Обвинили «слабую активность регионов». С Волгой то же самое может произойти – судя по всему, именно на субъекты федерации свалят большую часть забот по сохранению реки.

В итоге спустя почти шесть лет действия федеральной программы по охране Байкала отмечается серьезная опасность для его сохранения. «Если будут сильные дожди, то с гор сойдет сель, который может снести дамбу, разделяющую озеро и отстойники с отходами деятельности ЦБК», – пишет издание со ссылкой на экспертов. Если это произойдет – случится настоящая экологическая катастрофа.

Минприроды, конечно, отнекивается и предлагает продлить ФЦП по Байкалу до 2025 года с увеличением финансирования. Но не получится ли снова пшик?

Так что никакой гарантии, что Волга станет чище, нет. Очень важно проследить и за тем, откуда пойдут на ее спасение деньги и как будет управляться эта федеральная программа. Иначе может получиться, что средства просто освоят, а Волга так и останется стоком для вредных производств.

Ян Гуров