16 (по новому стилю 28) августа 1876 года было открыто Симбирское епархиальное женское училище. Предыстория этого учебного заведения началась тремя десятилетиями раньше.

В 1842 г. Симбирским архипастырем стал викарий Новгородской епархии епископ Феодотий. При нем был приобретен архиерейский дом на Венце; началось ежегодное принесение из Жадовской обители в Симбирск чудотворной иконы Казанской Божьей Матери. Преосвященным Феодотием был открыт и приют для девочек-сирот из духовного сословия при Спасском женском монастыре. По воспоминаниям протоиерея Елпидифора Успенского, владыку подвигли на это два события. После смерти родного брата на попечении Феодотия осталось четверо малолетних детей. Двух девочек он попросил принять на воспитание настоятельницу Спасского монастыря игуменью Серафиму. Вскоре на прием к Феодотию пришел молодой священник, у которого умерла жена, оставив двух девочек. «Вас сам Бог вразумит!» – с этими словами проситель сделал земной поклон и быстро удалился, оставив дочек у владыки». Стараниями Феодотия и благодаря пожертвованиям были изысканы необходимые средства для открытия приюта. Игуменья Серафима предоставила одно из монастырских зданий и предложила помощь сестер в обучении сирот рукоделиям и домашнему хозяйству. Учителями вызвались быть местные священнослужители и преподаватели семинарии. Так в октябре 1847 г. был открыт приют для девиц-сирот духовного звания при Спасском монастыре. В одноэтажном доме помещались классная комната, комната для рукоделий, спальня, столовая, помещение надзирательницы. Воспитанниц обучали Закону Божьему, русскому языку и истории, арифметике, чистописанию… Но наукам уделялось не слишком много внимания. По описанию П.Л.Мартынова «обучение находилось в незавидном положении: все учились в одной комнате, без определенной программы; преподаватели часто пропускали уроки. …Училище обращало на себя внимание образцовой чистотою; … цель его состояла… пристроить сирот; обыкновенно выходящих из училища девиц старались выдавать замуж за лучших воспитанников семинарии… Т.о., это заведение было рассадником жен для священнослужителей». В то время все воспитанницы были сиротами из духовного сословия, число их было невелико: 20-30 чел., больше содержать не позволяли скудость средств и теснота здания.

В 1858 г., после кончины Высокопреосвященного Феодотия, на Симбирскую кафедру был назначен епископ Дмитровский Евгений, бывший ректор Московской Духовной Академии. Смиренный подвижник и аскет, сочувственно отзывающийся на любые нужды, в административных делах Евгений был крайне осторожен и консервативен. За время управления им Симбирской епархией не отмечалось каких-либо новшеств и значимых событий. Однако, именно при нем приют был преобразован в училище для девиц духовного звания. Это произошло около 1870 года, после утверждения в 1868 г. Устава епархиальных училищ. Училище было двухклассным, принимались в него уже не только сироты, но и дочери здравствующих священнослужителей. Выпускницы могли быть домашними и сельскими учительницами. По Обзору начальных народных училищ 1871 г. (И.Н.Ульянов), из 26 учительниц сельских школ, окончивших в этом году учебные заведения, семь учились при женском монастыре.
Нововведения, отвергаемые преосвященным Евгением, воплотил новый епископ Феоктист, прибывший в Симбирск 7 декабря 1874 года. При нем учреждены благочиннические советы, учреждены съезды духовенства, начали издаваться «Симбирские епархиальные ведомости» и т.д. Но самым значительным его деянием, как отмечает П.Л.Мартынов, было преобразование женского духовного училища в епархиальное. «Преосвященный Феоктист, на 1-х же порах своей деятельности, возымел намерение дать девицам духовного звания образование, одинаковое с девицами других сословий, почему приступил к преобразованию духовного училища в епархиальное, с правами женских гимназий и одинаковой с ними программою… 16 августа 1876 г. состоялось открытие Симбирского епархиального женского училища, трехклассного, с двухгодичным курсом, для девиц православного исповедания всех сословий, причем с детей духовенства никакой платы не взималось, а за ученье других воспитанниц установлена небольшая плата». Для училища духовным ведомством у землевладельца Н.А.Карпова был приобретен за 21 тыс. руб. каменный 2-этажный дом с садом на Соборной площади. В 1883 г. в здании устроена домовая церковь. В 1886-88 гг. сооружен пристрой, выходящий на Тихвинскую (Плеханова) улицу. В 1876 г. в училище было 97 воспитанниц, в.ч. 67 пансионерок, остальные приходящие. Являясь закрытыми учебными заведениями, епархиальные училища были самыми дешевыми, что способствовало их популярности. В 1898 г. число воспитанниц достигло 283-х; большинство (232) составляли дочери лиц духовного звания, а среди прочих были дети дворян, чиновников, купцов, мещан, крестьян. По отчету училища за 1877 год «плата за обучение с приходящих взимается по 12 руб. в год, а с детей духовенства не взимается; за содержание в училище своекошных пансионерок взимается 60 руб. в год». Наличие пансиона при училище было очень важно, т.к. многие обучавшиеся являлись дочерьми сельских священников. Учебная программа была приближена к программе женской гимназии, за исключением необязательных новейших языков (в конце 1890-х гг. введено платное изучение французского и немецкого языков для желающих). В 1881 г. училище стало 6-классным. Выпускницы получали звание домашних учительниц. В 1887 г. при училище была открыта «воскресная школа, главным образом, для практического ознакомления воспитанниц старшего класса с приемами преподавания в начальных народных школах» (П.Л.Мартынов). Именно для нее, а также для квартиры инспектора, был построен корпус по Тихвинской улице. Однако, в 1892 г. воскресная школа закрылась, вместо нее открыта образцовая женская церковно-приходская школа; тогда же были введены в училище уроки «кройки и шитья церковного и домашнего одеяния священнослужителей». Конечно, среднее образование, дававшееся в епархиальных училищах по сокращенным гимназическим программам, оставляло желать лучшего, но, при своей доступности, училища эти немало способствовали женскому образованию и подготовке сельских учительниц.

Выпускной альбом Симбирского епархиального женского училища: http://andcvet.narod.ru/UR/22/sam.html, размещенный в ряде источников, к сожалению, не содержит ни года выпуска, ни имен преподавателей и воспитанниц. Может, кому-то известно больше? Зная хотя бы год, можно было бы определить и многое другое.

Согласно Уставу училища его начальница избиралась съездом духовенства из женщин любого сословия, православного исповедания, безукоризненного поведения и с педагогическим опытом. Со дня открытия в 1876 г. до 1898 года начальницей епархиального училища была Надежда Лукинична Лукашевич, приехавшая из Москвы, где она преподавала в частной школе и начальном женском училище. О ней, как о способном организаторе и педагоге, писал и П.Л.Мартынов. Задачи начальницы были, в 1-ую очередь, административные. Она следила за порядком; обеспечивала воспитанниц питанием, одеждой и обувью, учебными пособиями; руководила персоналом. Отвечала за поведение и религиозно-нравственное воспитание учениц. Устав предписывал начальнице наблюдать за воспитанницами в классах, в столовой, на прогулках и богослужениях. Лень, недостаток прилежания и нарушения наказывались. Так, воспитанницы могли быть лишены отпуска на выходные дни или на каникулы. Среди наказаний упоминается и такое, как стояние на ногах за обедом, считавшееся позорным. Все же Н.Л.Лукашевич, по большей части, тепло отзывалась о воспитанницах и снисходительно относилась к их детским шалостям.

В 1898 г. ее сменила Варвара Александровна Аксёнова, потомственная дворянка. Окончив Нижегородский Мариинский институт благородных девиц, она много лет была домашней учительницей. На протяжении 7 лет она возглавляла епархиальное училище, не вызывая нареканий начальства, а в мае 1905 г. даже была представлена к золотой медали «За усердие». Аксёнова, несомненно, была добросовестным работником, четко выполняющим инструкции. Однако, отмечалась ее чрезмерная строгость, властность, неуважительное отношение к ученицам. Закончилось все бунтом воспитанниц в 1905 году. «24 октября с.г. в Симбирском епархиальном училище возникли волнения между воспитанницами… Причиной были обидные для учениц, возмущавшие их действия начальницы В.Аксёновой» (из донесения епископа Гурия Святейшему Синоду). Конечно, сказалось и общее брожение умов в период революции 1905-1907 гг. В тот же период в Симбирске бунтовали учащиеся мужской гимназии и семинарии; в епархиальном училище хотя бы занятия не прекращались. Но многие из 17 пунктов петиции воспитанниц представляются вполне здравыми. Некоторые касались учебного курса, который епархиалки требовали не сократить, а, напротив, расширить, уравняв программу училища с программой гимназии и введя обязательное изучение иностранных языков. Предъявлялись требования отменить ряд наказаний: лишение отпуска, запрет на посещение театра, стояние за обедом и др., а также цензуру переписки учениц и досмотр их личных вещей. Видимо, неспроста был включен пункт о вежливом обращении начальства с воспитанницами. Наконец, петиция требовала увольнения начальницы училища, «которая потеряла доверие духовенства, воспитанниц и преподавателей». Для восстановления спокойствия преосвященный Гурий предложил В.А.Аксёновой написать заявление об увольнении, и, поскольку она этого не сделала, обратился в Синод с просьбой об ее немедленном увольнении «как бессильной в данной ситуации». Надо сказать, по факту волнений в училище ни одна воспитанниц не была исключена, более того, за 1905-1906 учебный год по поведению все они получили высший балл.

Почти год должность начальницы училища оставалась вакантной, обязанности временно исполняла старшая воспитательница В.Д.Михайловская. Духовное управление и совет училища опасались совершить новую ошибку. Не менее озабочены были родители воспитанниц. Одна из матерей писала в «Симбирских Епархиальных ведомостях», что начальницей должна быть «женщина, взявшаяся с любовью за это великое дело… Нужно, чтобы она близка была детям…, не стесняя подозрительным надзором, не тяготея над ними властью, приобрела бы их добровольное и дружеское доверие». Выбор был сделан прекрасный: Анна Гавриловна Эленд, окончившая Бестужевские курсы, отличалась педагогическим талантом и прекрасными душевными качествами. Приняв училище в сложное время, она, не прибегая к строгости, лишь сердечностью и тактом сумела восстановить его нормальную деятельность. Анна Гавриловна быстро заслужила любовь и доверие воспитанниц и родителей. К сожалению, время ее работы оказалось непродолжительным. Заступив на должность в сентябре 1906 г., в январе 1908-го она оставила училище по болезни и через 2 месяца скончалась, оставив по себе самую добрую память.

Более года продолжалось обсуждение вопроса о новой начальнице епархиального училища, рассматривалось не менее 10 кандидатур. Наконец, в ноябре 1909 г. совет училища большинством голосов избрал Глафиру Ивановну Лаврову. Дочь священника, окончившая Ярославское женское училище, в последнее время начальница Архангельского епархиального училища, она имела 24 года педагогического стажа. В Симбирске Лаврова проработала 8 лет, заслужив ряд наград, но, видимо, не приобретя уважения воспитанниц и коллег, о чем свидетельствуют следующие факты. Весной 1917 г. она подала прошение об увольнении, назначении пожизненной пенсии и сохранении за собой квартиры в здании училища, до решения вопроса уйдя в отпуск. Съезд духовенства губернии постановил: «зная отношение начальницы к детям…, съезд не желает, чтобы она далее оставалась в училище. С 15 августа выдача ей пособий должна быть прекращена. …Глафира Лаврова ввела с собой в здание училища целую семью, которая была на содержании училища». Родительское собрание также потребовало скорейшего удаления Лавровой из училища.

Еще рассматривался вопрос о новой начальнице училища, было предложено несколько кандидатур. Обязанности временно исполняла воспитательница Е.И.Семенова. Но уже наступали другие времена, дни Симбирского епархиального женского училища были сочтены. Осенью 1918 года оно реорганизовано в гимназию общего типа, сменившую затем ряд названий. И это уже другая история. В 1945 году, на базе эвакогоспиталя №1647, открыт Областной госпиталь для инвалидов Великой Отечественной войны, ныне Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн, и сейчас занимающий историческое здание.

Использованы материалы: П.Л.Мартынов: «Город Симбирск за 250 лет его существования», 1898; Н.Гаврилова: «Как появилось в Симбирске епархиальное училище?» («Мономах» 2001-2), «Бог вразумил, куда идти сироткам» («Мономах» 2015-3); М.П.Кирина: «К вопросу о роли руководителя. Начальницы Симбирского епархиального женского училища» (ulzapovednik.ru) и др.

В 1847 г. при Спасском женском монастыре был открыт приют, впоследствии училище, для девочек-сирот из духовного сословия. В.Я.Чуенко, «Спасский женский монастырь», 1992.

Основатель приюта при Спасском монастыре преосвященный Феодотий, архиепископ Симбирский и Сызранский (1842-1858). aleksii-skala.narod.ru.

Архиепископ Симбирский и Сызранский (1874-1882) Феоктист. При нем женское училище было преобразовано в епархиальное и переведено в здание на Соборной площади. aleksii-skala.narod.ru.

Проект (1878) перестройки дома Н.А.Карпова на Соборной площади, приобретенного для епархиального женского училища в 1876 году («Мономах» 2001-2), и его современный вид.

Проект (1885) корпуса училища по Тихвинской улице, построенного в в 1887 году («Мономах» 2001-2), и его современный вид.

Епархиальное женское училище, водопроводная башня и вход во Владимирский сад.

Епархиальное женское училище со стороны Соборной площади.

Здание училища и домовая церковь. Из альбома Симбирского епархиального женского училища, andcvet.narod.ru.

Из альбома Симбирского епархиального женского училища, andcvet.narod.ru

Из альбома Симбирского епархиального женского училища, andcvet.narod.ru