Через несколько дней в Госдуме РФ будет рассматриваться разработанный Минстроем России законопроект, который преподносится как устранение посредников из системы платежей за услуги ЖКХ.

Под «посредником» при этом зачастую подразумевается исполнитель этих самых услуг – управляющая организация. В Ульяновской области данная идея не встретила единодушной поддержки как у депутатов регионального парламента, так и в среде специалистов отрасли.

Очередные правки законодательства Правительством РФ были инициированы под знаком борьбы с ростом неплатежей. В целом по стране задолженность перед поставщиками коммунальных ресурсов превысила 1,3 триллиона рублей. Предлагаемый проект Федерального закона №207460-7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» рассмотрели на заседании Комитета по жилищной политике, ЖКХ и энергетике под председательством Геннадия АНТОНЦЕВА.

– На протяжении более двух лет Правительство РФ вносило поправки в законодательство, касающиеся проблемы ОДН. В итоге федеральный центр так изменил законодательство, что в начале нынешнего года мы получили рост коммунальных платежей и недовольство жителей. Сейчас с данным законопроектом о прямых договорах, на мой взгляд, повторяется такая же ситуация, – ответил депутат. – Не стоит дискредитировать хороший замысел и превращать его в отрицательную практику. В региональном Правительстве придерживаются такого же мнения.

– Кардинальных изменений законопроект не предполагает, поэтому поддерживать его принятие нецелесообразно, – прокомментировал заместитель министра промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Александр ЧЕРЕПАН. – В действующей редакции Жилищного кодекса РФ уже существует возможность перехода на прямые расчеты потребителей с поставщиками ресурсов. При этом вопрос оплаты коммунальных ресурсов при содержании общего имущества данный законопроект никак не проясняет, а это ключе-вой вопрос в данной проблеме.

Речь все о тех же ОДН, которые за последние два года перенесли из одной строчки платежки в другую, переименовали, в общем, тасовали туда-сюда, но так и не придумали, на кого возложить за них ответственность.

– Нет четкой позиции, кто отвечает за эти суммы ОДН и кто их, соответственно, должен оплачивать. Вот в чем проблема! Потому что вот сейчас уже принято решение об изменении схемы расчетов, и опять к нам придет вал жалоб от населения: «Помогите, защитите от роста платежей!». Начнем защищать граждан, взвоют управляющие организации, у которых вырастут долги и риски банкротства. Они тоже к нам начнут обращаться за помощью. Будем защищать УК – станут возмущаться ресурсники, и так далее… В этой ситуации непонятно, кого от кого защищать, так как нет понимания на государственном и законодательном уровне – на ком лежит ответственность за ОДН, -отметил руководитель регионального исполкома «Единой России»

Константин ДОЛГОВ.

Вместе с тем, по его мнению, исключение УК из цепочки расчетов за коммунальные услуги является положительным моментом. Более того, управляющие компании и сами давно говорят и даже просят об этом, чтобы было четкое разделение ЖКХ на две составляющие: коммунальную и жилищную. За коммунальную сферу, за поставку ресурсов должны нести ответственность ресурсоснабжающие организации, а УК пусть занимаются содержанием и обслуживанием общего имущества. Это было бы правильно. Но в предлагаемом законопроекте о прямых договорах об этом ничего не говорится, и УК по-прежнему остаются исполнителями коммунальных услуг.

– Предложенный проект вызывает еще больше вопросов, чем дает ответов на сложности, существующие во взаимоотношениях между поставщиками и потребителями ресурсов. Идея, заложенная в проект документа, – правильная, но недоработки и незавершенность по многим конкретным позициям вносят неясность, – считает депутат Заксобрания, генеральный директор ООО «Газпром Межрегионгаз Ульяновск» Владимир КАМЕКО.

По итогам обсуждения в Ульяновской области законопроект не поддержали. Это не говорит о том, что его не примут в Госдуме РФ. К сожалению, очень часто бывает именно наоборот, что неподдержанные регионами законы принимаются и внедряются, и, даже несмотря на то, что в них заложены вроде бы благородные цели, исполнение у них получается кривое, а эффект – обратный.

Илья Антонов