Запланированное на 2018 год проведение в нашей стране первенства мира по футболу снова под вопросом. На сей раз – из-за трагедии малазийского «Боинга», сбитого под Донбассом 17 июля 2014 года, унесшей жизни 298 человек. Международная группа закончила расследование этого преступления, и его результаты крайне не благоприятны для Москвы.

Российская сторона сделала много попыток опровергнуть первоначальную версию ЧП, состоявшую в том, что лайнер был сбит снарядом, выпущенным с территории, подконтрольной ополченцам Донбасса. Сначала говорилось, что это было сделано с украинской территории. Потом – что «Боинг» сбили ракетой «воздух – воздух» с борта украинского истребителя. Позже представили некую экспертизу российского военного завода, доказывавшую, что выстрел произвели не ополченцы. Была даже версия, что украинцы стреляли в самолет, думая, что в нем летит российская официальная делегация, но это оказался малазийский пассажирский «Боинг». И так далее.

Следователи между тем планомерно распутывали кровавый клубок. То, что много оперативных материалов сразу же оказалось в интернете, одновременно и облегчало, и осложняло работу. Облегчало потому, что изобилие доказательств всегда лучше, чем их недостаток. А усложняло просто самим объемом того, что надо было собрать, просмотреть, прослушать, скопировать, изучить и сделать выводы. Группа установила, что выстрел по лайнеру был произведен с территории ДНР из зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «БУК» российского производства, доставленного перед этим через контролируемую ополченцами границу из Ростовской области. Прослежен маршрут следования ЗРК до места выстрела и обратно на территорию России. Определены фамилии военнослужащих, осуществивших эту транспортировку в обоих направлениях, как и фамилии стрелявших по самолету.

Еще тогда, в июле 2014-го, догадки по поводу произошедшего были у многих и в России. И звучали голоса, что Москве нужно признать, что стреляли ополченцы и сбили «Боинг» по ошибке, попросить прощения у родственников погибших и выплатить им компенсации за потерю близких. Ведь на Донбассе идет война, а на ней всякое возможно. Тем более что в сети появлялись и прямые доказательства причастности ополченцев к трагедии – это ликование на одной из их интернет-страниц по поводу сбитой ими «украинской птички». Они думали, что попали в военно-транспортный «АН-26». Эта запись со страницы была быстро удалена, но следователям не составило, вероятно, труда ее восстановить, поскольку известно, что из интернета ничего не исчезает бесследно и даже удаленное хранится на каких-то серверах.

Россия, однако, пошла в несознанку. Теперь правительства стран, чьи пассажиры погибли в авиакатастрофе (Голландии, Дании, Бельгии и Малайзии), и Украины договорились о проведении суда по этому делу. Суд пройдет в Голландии. Признавать вину донецких ополченцев в гибели авиалайнера России, видимо, уже поздно, а признавать то, что самолет, по версии следствия, был сбит из российской зенитно-ракетной установки, специально привезенной тайно на Донбасс и увезенной также тайно обратно, и вовсе невозможно, так как это будет официальным признанием в участии в войне донецких против Киева. И Россия будет, вероятно, и дальше все отрицать, не признав, скорее всего, и полномочность суда, и правомочность приговора, который он вынесет.

Эта позиция, полностью игнорирующая нормы международного права, вряд ли найдет понимание как на в основном христианском Западе, так и в основном исламской Малайзии. Перед игроками национальных сборных по футболу встанет вопрос, ехать ли в Россию на чемпионат мира. Бойкот первенства хотя бы одной из них будет международным скандалом. Но солидаризуясь со странами, жизни граждан которых унесла эта трагедия, бойкотировать чемпионат могут многие. И здесь уже бессмысленны будут заклинания российских функционеров о том, что политика не должна смешиваться со спортом, поскольку в данном случае речь идет не о политике, а о спорте, правосудии и морали.

Сергей Поленов