Жители Мулловки направили обращение главе Следственного комитета России Александру Бастрыкину. Рассказали в нем и о гниющей мертвой рыбе, запах от которой разносится по всей округе, и в целом о работе спиртзавода «Гиппократ».

В послании утверждается, что жители били тревогу на протяжении нескольких лет – выбросы барды в полях и водоемах были и раньше. Еще до произошедшего, как отмечается в письме, природоохранная прокуратура отметила, что пробы воды в пруду Красотка показали превышение в десятки раз содержания вредных бактерий и веществ, пагубно влияющих на водоем, а ущерб рыбному хозяйству оценили в 400 тысяч рублей.

Жители отмечают, что заводу «Гиппократ» вносили представление, чтобы он устранил все допущенные нарушения, однако в августе барда окончательно прорвала котлованы и вылилась в пруды, а оттуда – в приток Волги Большой Черемшан.

«Начинается мор рыбы и гибель растений, воздух испорчен зловонием, которое окутывает и город Димитровград. Если объект находится на контроле природоохранной прокуратуры, почему дошло до экологической катастрофы?» – задают вопрос жители Мулловки.

Они просят проверить деятельность и завода, и властей, которые допустили произошедшее.

Власти между тем от жестких оценок воздерживаются и «Гиппократу» сопереживают – мол, только-только у него «ситуация начала стабилизироваться». На днях председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин заявил, что результаты химического анализа показали отклонения от нормы в пруде Красотка, а в пруде Фабричном, Мулловском водозаборе и Мулловском пруде якобы все в порядке.

С такой оценкой категорически не согласны местные активисты.

Свои вполне убедительные аргументы приводит местный житель Василий Кудинов. Он, вооружившись камерой, сначала показал огромное количество мертвой рыбы, буквально покрывшей поверхность пруда Красотка, а потом указал и на пруд Фабричный с Большим Черемшаном. Там мертвой рыбы пока не много, но караси плавают исключительно на поверхности – воздуха им катастрофически не хватает.

– Два-три дня – и рыба сдохнет, – уверен Кудинов. – Весь карась задыхается, пруд просто «кипит».

Даже наличие мертвой рыбы в Большом Черемшане и Фабричном пока не убедило власти в том, что экологическая катастрофа коснулась в том числе этих водоемов. Так, на вопрос о том, откуда она там взялась, глава департамента ветеринарии Нина Пелевина заявила, что «рыба попала из Красотки». Кудинов уверен, что это невозможно – место слияния пруда с Большим Черемшаном густо поросло камышами, рыба просто не проходит через них.

В то же время Пелевина ссылается на результаты химического анализа, утверждая, что специально их еще раз изучила после обнаружения мертвой рыбы в другом водоеме. При этом она допускает, что барда попадает через пруды и Большой Черемшан в Волгу. «И в Каспийское море попадет!» – заявила она на видео, снятом Кудиновым, еще раз подтвердив, что «нельзя говорить» о том, что Фабричный пруд загрязнен.

Кроме того, в Ульяновск для анализа экологической катастрофы прибыл и специлист по гидрогеологии из Петербурга, заявили власти, и он тоже указал на превышение ПДК вредных веществ только в Красотке.

Эти утверждения странно звучат: Красотка, по сути, превратилась просто в «мертвый пруд». При этом условии Фабричный пруд вряд ли может остаться чистым, как утверждают власти.

Между тем тот факт, что рыба в Фабричном пруде плавает на поверхности, действительно говорит о скорой ее гибели. На это указывает причина гибели в Красотке: по данным экспертиз, уровень углекислоты в пруду оказался превышен в несколько раз, из-за чего снизилось и содержание растворимого кислорода в воде. Рыбе просто не хватило кислорода, и сейчас он кончается в Фабричном пруде.

Для спасения пруд Красотка решено полностью спустить, залить щелочью, чтобы убить кислотность. Год водоем будет пустым. Только после этого дно очистят и снова зальют водой и наполнят рыбой.

А вот ущерб от экологической катастрофы еще предстоит подсчитать.

Степан Горин