Ульяновскую область захлестнула волна мошенничества. Притом злоумышленники выбирают самые ухищренные способы, а наивные ульяновцы, как пожилые так и молодые, попадают на их удочку. «Молодежка» разбиралась в этой проблеме.
Перешли на Вайбер
Как сообщили в УМВД по городу Ульяновску, мошеннические преступления фиксируются практически каждый день. Наиболее распространенный способ – посредством СМС.
Тактика одна. Ульяновцу приходит эсэмэска якобы из банка: «Ваша банковская карта заблокирована». Чтобы ее разблокировать, необходимо позвонить по такому-то номеру телефона. Трубку берет «сотрудник банка», который требует выдать код карты, очень необходимый для разблокировки. В итоге с пластиковой карты владельца исчезают деньги.
Но в этом году мошенники пошли дальше — и решили использовать популярный мессенджер Вайбер.
— Супруга получила сообщение в Вайбере от имени Сбербанка, отправленное с номера «9ОО», — рассказывает ульяновец Владимир Игнатьев. — В сообщении говорилось о переводе на определенную сумму. Указан телефон для связи в случае, если клиент не подтверждает перевод. Мы позвонили по указанному номеру. Трубку взял «специалист», который начал выяснять «секретную инфу по карте», в том числе код безопасности, указанный на обратной стороне карты…
В чем подвох? Сбербанк рассылает свои сообщения с номера «9ОО» (мошенники взяли и заменили цифры «00» буками «OO). Кроме того, на сообщении стоит символика Сбербанка. Но в профиле Сбербанка и других банков в Вайбере установлена галочка верификации, говорящая о том, что данный пользователь проверен.
— Банковские сотрудники никогда не спрашивают секретный код CVV2, указанный на обратной стороне карты, а также PIN-код, — в один голос утверждают специалисты регионального отделения Сбербанка. — Кроме того, клиентам банков рекомендуется проверять правильность номера для связи на официальном сайте банка.
Получите вклад из СССР
Еще одно новшество. Мошенники под видом специалистов банка предлагают пожилым людям получить компенсации по вкладам бывшего СССР.
Напомним, что после развала Союза такие вклады заморозили, как говорится, до лучших времен. Власти обещали компенсировать потери, но пока это коснулось лишь определенной группы людей.
Недавно 59-летняя местная женщина зашла в банк положить пенсию на счет. Только она вышла из учреждения, как к ней подбежал молодой мужчина и представился сотрудником банка. Он сообщил, что финансовое учреждение выплачивает компенсации по вкладам бывшего СССР. Женщина обрадовалась, у нее как раз был такой вклад. Но чтобы получить пропавшие деньги, пенсионерка должна была, по словам мошенника, подключить услугу «банк-клиент». А для этого якобы нужно было назвать все данные своей банковской карты. Женщина всё рассказала. В итоге с ее счета пропали последние 10 тысяч рублей.
Опасность на «Авито»
Много мошенников действует через «Авито» — крупнейшую интернет-площадку, на которой можно легко купить или продать любой товар: от одежды до автомобилей.
Оплата товара вперед – обычная практика интернет-магазинов, которую с успехом применяют работающие на «Авито» мошенники. Их задача – заставить вас заплатить за несуществующий товар. Необходимость получения предоплаты может быть обоснована срочностью продажи, невозможностью встретиться с продавцом из-за его нахождения в другом городе или банальной личной занятости. Но продавцы-мошенники не дают покупателям реальные контактные данные, договоры купли-продажи или другие официальные документы, подтверждающие сделку.
Отправив аванс или оплатив полную стоимость товара, а часто и услуги по его доставке, покупатель не получает оплаченный заказ. Иногда мошенники на «Авито» просят номер карты, секретные данные с ее обратной стороны, срок действия, коды из приходящих из банка СМС для подтверждения операции или доступа в ваш онлайн-банкинг.
Смех со слезами на глазах
Были в Ульяновске и необычные случаи. 45-летний мужчина купил БАДы. Через некоторое время ему позвонили якобы из областного минздрава и сказали, что товар левый и его продали мошенники, а вот специалисты минздрава готовы предоставить настоящий препарат. Правда, надо оформить, по их словам, документы и за это, соответственно, заплатить. Мужчина клюнул на это. В итоге потерял еще несколько тысяч рублей.
Доходило и до курьезов. Утром 14 августа в одну из гостиниц, расположенных в Засвияжском районе, позвонил неизвестный мужчина и, представившись директором, попросил администратора подготовить для него все имеющиеся в кассе деньги. Сотрудница гостиницы ничего не заподозрила и передала приехавшему якобы от руководителя курьеру 103 тыс. рублей. Только через некоторое время она поняла, что стала жертвой мошенников.
— Раскрывать такие преступления сложно, — говорит Евгения Кузяшина,
сотрудник пресс-службы УМВД России по Ульяновску. — Как правило, мобильные мошенники действуют не из нашего региона, а зачастую жертвами становятся пожилые люди.
Полицейские напоминают: «Не поддавайтесь на уловки мошенников, проверяйте любую поступающую на телефон информацию, связанную с деньгами, ни в коем случае не сообщайте номера банковских карт, всевозможные коды и пароли! Данную информацию могут запрашивать только мошенники! Если вы всё-таки стали жертвой мошенничества, немедленно сообщите об этом в полицию по телефону «02» (со стационарного) или «020» (с мобильного)».
Арсений КОРОЛЕВ