Влиятельное американское издание Foreign Policy опубликовало статью о «красном туризме» – о том, как китайские туристы приезжают искать революционное прошлое в России, а сами россияне при этом не знают, как к этому прошлому относиться. Рассказывается в статье и об Ульяновске.

Корреспондент Foreign Policy Эми Ротман посетила Ульяновск в июле этого года и встретилась здесь с директором агентства по туризму Юлией Скоромоловой. Журналист увидела в городе цитаты из Карла Маркса, выведенные иероглифами на асфальте, и персонал гостиницы «Венец», который «знает основы китайского языка». Ульяновск она назвала «опрятным» (tidy) городом на Волге с Ленинским мемориалом в центре города, внутри которого находится дом, где родился вождь революции. Видела она и китайских туристов, которые пришли в Дом-музей Ленина в красных пионерских галстуках.

«Ульяновск (ранее известный как Симбирск, но изменивший свое название после смерти Ленина в 1924 году) имеет амбиции установить прямые рейсы в следующем году в Шаошань, на родину Мао Цзэдуна. Эта сделка, согласованная в прошлом году, подпадает под более общие планы по привлечению большего количества китайских туристов к так называемому «красному маршруту», – пишет Эми Ротман в своей статье.

Скоромолова рассказала корреспонденту Foreign Policy, что для китайцев «Ленин имеет своего рода святой статус».

– Они возлагают цветы к памятнику матери Ленина. Русские этого не делают, – цитирует журнал Скоромолову.

При этом Foreign Policy отмечает, что «даже для Скоромоловой, которая посвятила большую часть своей карьеры мемориалу Ленина, годовщина сложная». Директор регионального агентства по туризму указала Эми Ротман на то, что русские относятся к революции по-разному, так как одновременно «и обрели, и потеряли». При этом «еще одну революцию и гражданскую войну» она назвала самым худшим из всего, что может быть, по ее словам, «никто этого не хочет».

Именно эта неопределенность отношения к революции – главная мысль статьи издания о «красном маршруте» и главное противоречие, которое увидела Ротман в России: китайцев ведут по местам «боевой славы» революции, которая для них является событием Великим, при этом в самой России нет единой позиции о том, как к ней относиться.

«Россия встречает китайских туристов и их деньги с распростертыми объятиями», пишет издание, отмечая, что сама страна не может разобраться, как следует воспринимать события 1917 года, и поэтому «китайские туристы могут угодить в ловушку».

Указывается, в частности, на то, что официальной трактовки революции нет, что «необычно для страны», часто использующей историю «в националистических целях», пишет Foreign Policy. Отмечается, что в России, с одной стороны, канонизировали императора Николая II, с другой стороны – не хотят и осуждать создание СССР в результате революции.

В итоге, отмечает издание, «красный туризм» интересен только китайцам. В статье приводятся слова одного из российских ученых, который назвал «красный туризм» сдержанной пропагандой. Он отметил, что россияне, особенно молодежь, «не ностальгируют по революционному прошлому и не собираются тратить на это деньги».

Сергей Гурьянов