Ульяновский путешественник Даниил Николаев спустя три года и два месяца продолжает путешествие по Африке. Начавшийся в 2013 году трип на джипе «Ленин» из Ульяновска через Европу и Африку застрял в Зимбабве, где у путешественника отобрали автомобиль. В конце августа Николаеву удалось вызволить джип из плена.
Украли все инструменты
31 августа Николаев выложил в своем Facebook видеозапись, в которой показал «Ленина» людям. Чтобы вызволить автомобиль, он провел в Зимбабве больше двух месяцев. По его собственному признанию, месяц он находился в этой стране с просроченной визой. Машина на ходу, но с севшим аккумулятором, выгоревшими наклейками – надпись «LENIN» на капоте вообще потрескалась до такого состояния, что ее трудно было прочитать. Но счастью Николаева не было предела – на этом автомобиле он проехал всю Европу и почти всю Африку.
– Вернули с убедительной просьбой уехать из страны в течение пяти дней, – пояснил Николаев. Сведений о том, выполнил ли он требование, пока нет.
Он рассказал, что ему пришлось вести переговоры и с миграционной службой, и с полицией, и с армией, и с таможней, и с налоговой. Автомобиль вернули на ходу. Конечно, многое украли. Николаев перечислял, как Антон Семенович Шпак из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» – с той лишь разницей, что, видимо, не привирал: «Три комплекта моих инструментов, две канистры, кроссовки, даже записную книжку, домкрат».
– Но главное – не тронули всю фотоаппаратуру от Nikon и испанскую гитару, – заявил Николаев. – «Ленин» вернулся. Экспедиция продолжается.
Позже появилось более подробное сообщение Николаева. Отмечалось, что путешественник продолжает движение в Кейптаун (столица ЮАР).
«Даже здесь никто не верил, что я вернусь за машиной. Ее отдали в спецслужбы военных, которые долго не могли договориться о возврате с таможней, налоговой, полицией и администрацией, – сообщил Николаев. – Признаюсь честно, я аж слезу пустил, когда увидел своего боевого товарища, нежно рычащего на улицах Хараре».
Тюрьма в Зимбабве
Напомним, Николаев собирался попасть на своем джипе в Антарктиду, проехав через всю Европу (Польша, Германия, Франция, Испания) и Африку (от Марокко через западное побережье и центрально-африканские республики до ЮАР). Изначально планировалось все сделать меньше, чем за год, однако получилось сложнее. Теперь экспедиция называется «Ice & Sand 2012-2018». Заявленная цель в официальной группе на Facebook остается прежней – на ледоколе попасть на побережье Антарктиды и преодолеть маршрут от одной полярной станции до другой.
Получится ли? Сложно сказать. В интервью Николаев говорил о необходимости завершить «африканскую историю» – возможно, до Антарктиды дело и не дойдет. Хотя до южного побережья Африки уже сравнительно недалеко – две тысячи километров. Но Африка непредсказуема, это показал предыдущий путь Николаева. Он сталкивался и с местными бандитами, которые могли его убить, и с опасными животными, и с малярией, от которой, к счастью, смог излечиться.
Главным препятствием на пути к Антарктике оказалось Зимбабве. Там Николаев в 2014 году вместе с автомобилем «Ленин» оказался под арестом местных властей. Его там даже отправляли под суд за преступления, которых он, как пояснил Николаев, не совершал.
Проблемы возникли на границе Замбии и Зимбабве, где с путешественника потребовали оплаты страхового взноса. Он отказался, ссылаясь на международную страховку. После спора на границе повернул обратно, однако на таможне снова возникли денежные вопросы. В итоге споры закончились тем, что автомобиль подвергли придирчивому обыску. Нашлось многое: военные карты ДР Конго, атрибуты и форма ООН, береты с ооновскими кокардами, летающая камера, спутниковая аппаратура, рации и т.д. К счастью, не было огнестрельного оружия – за него могли посадить пожизненно. Тем более что автомат изначально был – в Конго Николаев купил его у одного из охранников за 50 долларов, но признался, что использовал только на охоте. В итоге в этой стране он оружие и оставил – подарил.
В Зимбабве Николаева отправили в полицию, а после посадили в местную тюрьму.
«Два маленьких оконных проема с тройной решеткой и четыре человека на полу, которые уже спали, прижавшись друг к другу, пытаясь согреться! В Южной части Африки, да и вообще, сейчас (июнь 2014 года) зима. Температура ночью опускается до +4 градусов», – написал Николаев.
В итоге ему удалось связаться с российским консулом, который сообщил, что Николаеву выпишут в суде штраф и отпустят. Однако суд отправил его на 18 месяцев в тюрьму. Отсидел Николаев в камере месяц – вызволило Посольство России. Из Зимбабве путешественника депортировали, а «Ленин» там остался.
Спустя два года они воссоединились и продолжили путь.
Кстати, как минимум, одно хорошее впечатление от Зимбабве осталось – Николаев успел там прыгнуть на канате в водопад Виктория.
Конголезские повстанцы
Нельзя не рассказать и еще об одном страшном эпизоде путешествия, который случился в 2013 году. В Республике Конго Николаев, на тот момент еще ехавший со своим отцом, попал в плен к повстанцам.
Путешественники медленно ехали по плохой дороге, когда перед ними возник джип с вооруженными людьми. Вышедшие оттуда бандиты потребовали от них денег. Услышав, что денег нет, повстанцы взяли отца Даниила в другую машину, а к нему самому посадили человека с автоматом. Россиян отвезли в джунгли, к главарю банды, который, как выяснилось, прекрасно говорил по-английски во франкоязычной стране. Он оказался бывшим пастором, у которого в результате боестолкновений «вырезали полдеревни». Есть людям стало нечего и они стали зарабатывать грабежами.
В итоге Николаев откупился от бандитов карточкой Gold – недействительной. Бандиты поверили ему, пообещали найти, если на ней нет денег.
В ДР Конго (это уже другая страна) путешественнику пришлось есть удава – самому его разделывать, готовить. Автомобиль сломался в джунглях, до ближайших сел было далеко, запасы еды быстро кончились. Пришлось охотиться на удава. По признанию Николаева, мясо его напоминает курицу.
Встречались в Африке и русские. По словам Николаева, происходило это всегда одинаково: на дороге их подрезала машина, как будто кто-то собирался сейчас ограбить людей в джипе, однако из автомобиля выходили белые люди и на чистом русском языке спрашивали: «Как вы сюда добрались с московскими номерами?».