Летом стало известно, что Транспортная прокуратура пытается закрыть все действующие мусорные полигоны, работающие на Ульяновск – иски были поданы в суд на три компании-эксплуатанта. Утверждалось, что полигоны находятся слишком близко к аэродромам, что, с учетом скопления на свалках птиц, несет опасность для самолетов. Однако ни компании, ни региональные власти с требованиями Транспортной прокуратуры не согласились. Того же мнения придерживается и Фемида – один из исков суд уже отказался удовлетворять.

Коллапсу быть?
Транспортная прокуратура подала иски к компаниям «УК Экостандарт», «Контракт+» и «ЦЭТ». Ссылается надзорный орган на положения Правил использования воздушного пространства России. В них прописано, что нельзя размещать свалки, животноводческие фермы, скотобойни и иные объекты, которые могут привести к массовому скоплению птиц, в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов до 15 км от контрольной точки аэродрома.
Под запрет Транспортной прокуратуры в итоге должны попасть все действующие полигоны Ульяновской области, которые обслуживают областной центр. Между тем компании, эксплуатирующие полигоны, указывают, что полигоны появились не стихийно, они законные и внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
Кроме того, считают они, в зонах аэропортов – множество объектов сельхозназначения, которые и привлекают птиц. На самих же полигонах проводятся мероприятия по снижению популяций врановых и чайковых птиц, а также регулярный мониторинг и исследования популяций пернатых.
Перед глазами и негативный пример столичного региона. Летом 2017 года, после того, как жители Балашихи обратились к президенту Владимиру Путину, был закрыт полигон Кучино. Министр природных ресурсов России Сергей Донской спустя два месяца признал: в Подмосковье по этой причине произошел мусорный коллапс, несанкционированные свалки растут, и ситуация будет только ухудшаться, так как одномоментного решения проблемы нет.

Суд – на стороне полигонов
Между тем первый из трех судов уже прошел. 23 августа рассматривался иск Транспортной прокуратуры к «УК Экостандарт». Иск был отклонен.
В решении указывается, что суд согласен с доводами ответчика, деятельность которого по складированию и захоронению отходов на полигоне «не противоречит уставным целям и задачам ООО «УК Экостандарт», направлена на исполнение задач в области вопросов местного самоуправления по соблюдению санитарных норм и требований на территории муниципального образования, земельный участок используется в соответствии с категорией и видом разрешенного использования».
Также суд признал деятельность компании на полигоне основанной на законе и указал на угрозу экологической безопасности Заволжского района в случае закрытия полигона.
Впереди еще два суда – с «Контракт+» и с «ЦЭТ».
Директор компании «Контракт+» Андрей Полежаев отметил, что полигон, который они эксплуатируют, вообще нельзя относить к объектам, которые привлекают птиц.
– Тогда по правилам, на которые ссылается Транспортная прокуратура, нужно закрывать все предприятия, которые привлекают птиц: фермы, хозяйства, – уверен Полежаев. – Прокуратура почему-то очень избирательно к нам относится. При этом у нас на полигоне птиц нет, есть все птицеотпугивающие средства. Более того, и аэродром ДОСААФ, к которому мы ближе всего находимся, никогда к нам каких-либо претензий не имел.
Директор ООО «Центр экологических технологий» Дмитрий Фатьянов указывает на то, что деятельность полигона неоднократно согласовывалась с организациями, осуществляющим эксплуатацию аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)». «Более того – и транспортная прокуратура не может этого не знать, – 30 сентября 2017 года вступают в силу изменения в федеральное законодательство, которые исключают из текста закона конкретные объекты, размещение которых запрещено на приаэродромной территории. Запрещаются лишь объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. Подчеркну, что Баратаевский полигон ТБО таким объектом не является, это документально подтверждено результатами экспертизы. Прекращение работы полигона, и даже просто его приостановка на одну-две недели, приведет к очень серьезным для города последствиям в эпидемиологическом плане. И в дальнейшем отразится и на бюджете муниципального образования в связи с затратами на ликвидацию стихийных свалок. А в том, что они появятся, сомнений нет.»
В соответствии с законом суд имеет возможность отказать в иске о запрете деятельности, если такой запрет противоречит общественным интересам. Закрытие трех полигонов по размещению отходов в Ульяновской области, безусловно, противоречит общественным интересам, так как нарушает конституционное право граждан на здоровье и благоприятную окружающую среду.
Получить комментарий от «УК Экостандарт» не удалось.

Опасность преувеличенная и реальная
Руководитель управления Росприроднадзора по Ульяновской области Александр Каплин отмечает, что его ведомство категорически против закрытия полигонов.
– Мы против закрытия полигонов – с учетом ситуации именно в Ульяновске, – пояснил Каплин. – На наших полигонах сейчас проводятся мероприятия по орнитологической защите, внедряется сортировка.
Каплин пояснил, что Росприроднадзор, выступающий в качестве третьей стороны по этому делу, исходит из того, к каким последствиям может привести закрытие полигонов. Если город лишить полигонов, мусор просто не удастся одномоментно перераспределить.
– В итоге приведет это к появлению несанкционированных свалок в городе, и, как следствие, появится кормовая база для бродячих собак, возможно, лисиц, размножению крыс, появятся условия для распространения инфекционных заболеваний, – считает Каплин.
Он отмечает, что и для аэродромов никакой реальной угрозы полигоны не несут. По его словам, в случае с полигоном в Баратаевке орнитологи показали, что наибольшее скопление птиц фиксируется на окрестных полях, а не на свалке. Если раньше на полигонах их было действительно много, то сейчас используются технологии, перекрывающие доступ птицам к кормовой базе.
С позицией Росприроднадзора согласно министерство сельского, лесного хозяйства и экологии Ульяновской области. Министр Михаил Семенкин указывает и на еще один важный нюанс: закрытие полигонов аукнется населению резким ростом платы за сбор мусора.
– Возможное закрытие полигонов повлечет за собой резкое возрастание тарифа для населения, что вызовет критический уровень социального недовольства, – уверен Семенкин. – Кроме того, альтернативы данным полигонам в пределах города нет, в связи с чем произойдет мусорный коллапс в Ульяновске, а после и в области.
По его словам, потоки отходов будут перенаправлены на ближайшие полигоны в Димитровграде с проектной мощностью в 281 тысячу кубометров в год, в Кузоватово (9,6 тысячи кубометров в год) и Цильну (6,2 тысячи кубометров в год). Эти полигоны, отмечает Семенкин, не предназначены по своим проектным мощностям для Ульяновска, где годовой объем образования отходов составляет 1,3 миллиона кубометров.
– Полигоны выработают свой ресурс почти за несколько дней, – поясняет Семенкин.
Министр добавил, что приведет закрытие полигонов и к резкому ухудшению эпидемиологической обстановки: повышению количества инфекционных заболеваний, привлечению грызунов и паразитов.
– Минприроды Ульяновской области выступает за сохранение действующих полигонов с продолжением применения полного комплекса мероприятий по отпугиванию птиц и его совершенствованию, – подытожил Семенкин.

Василий СТЕПАНОВ