У жителей появилась реальная возможность отремонтировать свой МКД раньше срока, установленного в региональной программе, при условии, что взносы собираются на специальный счет. Только с начала этого 2017 года сразу 140 многоквартирных домов перешли на спецсчета, а всего их в Ульяновской области уже около 700 (это по рядка 11,3% от общего числа).

Зачем открывают спецсчет и какие «подводные камни» встречаются на этом пути — рассмотрим на конкретном примере.

— Просто ужас! Мы платим за капитальный ремонт каждый месяц, а наш дом поставили аж на 2040 год! Да неизвестно вообще, кто из нас доживет до этого времени, — подобные высказывания корреспондентам «Управдома» приходилось выслушивать многократно. Жалобы на то, что состояние дома неправильно оценили, что МКД на самом деле остро нуждается в капремонте — звучат регулярно.

— Всех обратившихся к нам можно разделить на две категории. Тех, кто продолжает засыпать жалобами различные инстанции по поводу отдаленной даты капремонта их дома. И тех, кто просто говорит: «Помогите нам организовать спецсчет — мы хотим сами выбирать, когда начнутся работы и на что именно пойдут наши деньги!» — отмечает руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Руслан ХАЙРОВ.

Вместе с ним и сотрудниками областного Фонда модернизации ЖКК корреспондент «Управдома» недавно посетил один из тех многоквартирных домов, где жители пошли по «второму пути».

— С декабря 2014 года, как только вступил в силу закон о капремонте, мы решили, что переведем МКД на спецсчет. Нужно было собрать 70 процентов голосов собственников, а в доме у нас — 328 квартир!
Пришлось по-настоящему попотеть: списывались даже с Мурманском, в котором сейчас находится один из наших жильцов. Но, поверьте, это стоило того! — вспоминает Татьяна МИЛОВА, председатель совета собственников 7-го дома по ул. Скочилова.

По ее словам, жильцы ставили свои подписи не очень охотно, а затем и деньги по строчке «Капремонт» первоначально платили далеко не все.

— Их можно понять: мало кто вообще верил, что будут ремонтировать. Нашему дому всего-то 11 лет, и за это время МКД был доведен до удручающего состояния: крыша регулярно протекала, подъезды не ремонтировались, коммуникации начали разрушаться. С нашей УК — «Альфаком-Север» — мы не можем многие годы договориться даже об элементарном: заделать дыру в дворовом асфальте, которую городские коммунальщики сотворили во время ремонта канализации, — рассказывает наша собеседница.

После того как удалось организовать спецсчет, возникла новая проблема — поиск платежного агента, то есть той организации, которая возьмется за сбор средств на капремонт.

— Обратились в свою УК — те отказали. Обратились в РИЦ — там говорят, что нужно стопроцентное согласие жителей. А разве возможно собрать 100 процентов подписей? Так мы маялись до 2016 года, пока «Альфаком-Север» не создал-таки своего платежного агента, и те согласились собирать наши взносы.

Активисты дома давно уже знали, на что нужно, в первую очередь, направить деньги — на восстановление системы ГВС.

— Жители сами нашли подрядную организацию, проконсультировались по этому поводу с Фондом модернизации ЖКК -большое им, кстати, спасибо: сотрудники Фонда проверили правильность сметы

и других документов. В итоге была очень хорошо отремонтирована ГВС -установлены качественные полипропиленовые трубы с внутренним армированным покрытием и латунные краны. Кроме того, в каждом подъезде поставили специальные датчики, позволяющие уравнивать давление и температуру горячей воды по всему дому, — уверяет МИЛОВА.

Как поясняет наша собеседница, котельная находится в 6-м подъезде, протяженность труб по всему дому очень значительная, и поэтому в первых подъездах температура ГВС нередко была очень низкой. Ремонт всей системы и установление упомянутых датчиков позволили полностью решить эту проблему.

Добавим, что собственники не только сами выбирали подрядчика, но и материал труб: почитали отзывы в Интернете, поспрашивали специалистов.

— Мы не хотели, чтобы получилось так, как в соседнем доме: там поставили новые трубы ГВС, и буквально через год те начали изнутри просто растворяться, — добавляет старшая по подъезду 7-го дома Марина КАБАНОВА.

Увидев конкретные результаты ремонта — и напор, и температура горячей воды значительно улучшились, собственники стали намного активнее платить.

— Мы сейчас собираем по строке «Капремонт» 80-100 тысяч рублей ежемесячно. Не платят единицы, и мы надеемся, что и эти, оставшиеся, тоже возьмутся за ум.

Любопытно, что, если бы собственники не выбрали спецсчет, первые работы по капремонту провели бы в их МКД лишь в далеком 2043 году!

— Конечно, никто бы не дождался далекого светлого будущего. А тут элементарно: накопили деньги — сделали конкретное дело. И так — поэтапно. К примеру, в будущем мы также планируем полностью поменять электропроводку, сделать ремонт в подъездах, восстановить фасады — не только из средств, собираемых на капремонт, но, возможно, и по текущему ремонту. Будем проводить собрание собственников — как они решат, так и сделаем, — говорит МИЛОВА.

Можно сказать, что плюсы от спецсчета (повышение комфорта проживания в МКД, улучшение качества коммунальных услуг) перевешивают «подводные камни» изначального недоверия жильцов, которое нужно преодолеть. Однако затем, если это сделать, между людьми устанавливаются более продуктивные и доверительные взаимоотношения, что позволяет говорить о дальнейшем развитии. Так, заветная мечта активных жителей 7-го дома теперь — это создать товарищество собственников недвижимости.
— Это отличная цель. ТСЖ и ТСН — высшее проявление самостоятельности собственников. Такой шаг — логичное продолжение того, что жители выбрали спецсчет в отношении капремонта. Наш центр общественного контроля готов оказать помощь 7-му дому и любому обратившемуся совету МКД по созданию товарищества собственников, — заверил Руслан ХАЙРОВ в завершение встречи.

Евгений Нувитов