«Энергетики поставили нас на колени, а государство своими законами еще и сверху придавило. И в таком положении мы как-то вынуждены выживать», – говорят председатели товариществ собственников жилья по всему Ульяновску. Вместо спокойной работы по управлению домом идут бесконечные суды с поставщиками и постоянные обвинения в воровстве со всех сторон даже при том, что деньги от жителей за коммунальные услуги идут из РИЦ напрямую ресурсникам. Как быть?!

В номере от 14 августа в нашей газете была опубликована заметка «Нет заявления – нет перерасчета». Напомним, речь шла о том, что по обращению жителя дома №18 на бульваре Новосондецкий в Контакт-центре проверили начисления за горячую воду и выявили несоответствия законодательству. Об этом было сообщено в жилищную инспекцию, которая провела проверку ТСЖ «Дом», управляющее данным МКД, и выдала предписание по устранению выявленного нарушения.

Дело, однако, в следующем: чтобы вернуть жителям деньги, от них требовалось обратиться самим в Контакт-центр. А без заявления, собственно, нет перерасчета. Казалось бы, кто откажется вернуть лишне переплаченные деньги?! Но из 288 квартир многоэтажки после нашей заметки за перерасчетом не обратился никто. Более того, возмущенные члены ТСЖ позвонили нам в редакцию и попросили, что называется, их не беспокоить. По словам людей, заявление в Контакт-центр и жилинспекцию написал один недовольный жилец. Хотя большинство собственников его мнение не разделяет. И подтвердили это, еще раз проголосовав на выборах правления за своего председателя, которому верят и в честности которого не сомневаются.

Ошибка или заговор?
После этого стало понятно, что ничего не понятно… Невозможно разобраться в ситуации только на основе предписания от жилинспекции, в тексте которого, к слову, обнаружились несовпадения и неточности. За консультацией мы обратились к эксперту.

– Я внимательно изучил этот документ, предписание, которое ТСЖ «Дом» выдала Главная государственная инспекция регионального надзора, и, на мой взгляд, там есть ошибки, – заявил председатель Комитета Заксо-брания Ульяновской области по жилищной политике, ЖКХ и энергетике Геннадий АНТОНЦЕВ. – Да, все правильно там написано, по законодательству ТСЖ действительно обязано выставить жителям плату за ГВС по нормативу на подогрев. Вопрос: какой номер у приказа Минэкономики, которым утвержден этот норматив? Назовете, нет? Его, кстати, и надзор не упоминает в своем документе. А откуда же тогда мог знать о приказе председатель ТСЖ, если о нем знали лишь некоторые, да и то были в сомнении его применения… Более того, некоторые наши суды не признавали этого приказа в качестве законного. Эта история даже не детектив, а заговор! Проблемы обогащения энергетиков переложили на плечи жителей, запутав законодательство так, что надзор чисто по формальному признаку был обязан удовлетворить жалобу и выдать предписание ТСЖ. Хотя абсолютно не понятно, как, из каких средств собственники (а ТСЖ – это они и есть) должны сами себе компенсировать разницу между показаниями счетчика и нормативом!

Нет работы, и стены голые
Действительно, как же выходило из ситуации все эти годы ТСЖ? Чтобы разобраться, мы отправились на бульвар Новосондецкий, 18.

– Как, как. Просто сделали из своих средств перерасчет этому жильцу, который обратился с заявлением, и все. Сумма там вышла не более двух тысяч, это в любом случае меньше, чем 100 тысяч рублей штрафа, которым нам грозила в случае неисполнения предписания ГЖИ, – рассказала председатель правления ТСЖ «Дом» Наталья КЛИМОВА.

Сначала она вообще не хотела с нами встречаться. Женщина очень расстроилась, считая, что своей заметкой мы обвинили ее в воровстве.

– Хотя мы в ТСЖ этих денег за коммунальные услуги даже не видим, так как они по трехстороннему договору идут через РИЦ напрямую от жителей к энергетикам, – пояснила наша собеседница. – Более того, мы давно просим перевести наш дом на прямое абонирование, но «Т плюс» не торопится это делать, ведь тогда им самим придется работать с неплательщиками. А сейчас они на ТСЖ в суды подают, легко выигрывают их и трясут с нас долги. Только за этот год уже три раза судились с «Т плюс». Ну, а что мы можем сделать, если у некоторых людей работы нет, голые стены в квартире, как быть?! Вот одна женщина, безработная, устроилась к нам дворником, отрабатывала, потом квартиру продала, расплатилась с долгами и съехала. Но есть и такие, кто принципиально по нескольку месяцев не платит. Вот, кстати, написавший заявление жилец именно из таких, вроде небедный человек, но квартплату по три месяца задерживает. А мне лично вообще сказал, что специально будет жалобами изводить. Это после того, как я отказалась за счет средств ТСЖ восстанавливать разрушенный короб, которым он у себя в квартире трубу канализации огородил, а та протекла и пришлось менять.

Сами себя обсчитали
По словам членов правления ТСЖ «Дом», они еще в 2012 году, когда заключали договор с тепловиками, приняли решение, что будут рассчитываться за поставленные ресурсы по общедомовому прибору учета.

– Но это решение в ГЖИ не приняли к рассмотрению, сказали, что мы все равно должны начислять по нормативу, хотя энергетики нам выставляют по счетчику, – прокомментировала Наталья КЛИМОВА. – Более того, когда еще до всей этой истории мы платили по нормативам, тепловики подали на нас иск. И суд обязал (!) нас рассчитываться именно по счетчику, хотя так получается дороже. Но жители это понимают и претензий к ТСЖ не выставляют, никто за перерасчетом не обращается, так как его просто неоткуда взять. Все деньги, которые есть у товарищества собственников, – это деньги самих собственников, больше нам их взять неоткуда.

Ситуация не из простых – инспекция, суды, законы, поставщики, РИЦ – и посредине дом с жителями, которые потребляют коммунальные ресурсы. Логично, что потребление должно измеряться по прибору учета, но вопросы, наверное, надо задавать не о том, как начислять, а почему так дорого?

Почему так дорого?
За последнее время законодательство о начислениях платы за потребленные коммунальные услуги менялось несколько раз. При этом всегда под лозунгом улучшения, но по факту выливалось из пустого в порожнее. ОДН сюда, ОДН туда, двухкомпонентный тариф – нет, норматив, давайте норматив – нет, по счетчику, и так далее, и тому подобное. лыко да мочало начинай сначала! А по сути возня происходит вокруг одного – тарифы ЖКХ (в отличие от доходов населения) постоянно растут, счета растут, и кто-то их должен оплатить. Вопрос: кто?

На самом деле есть несколько путей решения этой загадки. Один из очевидных, давно предлагаемых вариантов – это сокращение издержек, модернизация устаревшей отрасли и снижение себестоимости ресурсов. Более того, именно под это (под ремонт и восстановление системы) в прежние годы энергетикам с размахом повышали тарифы, которые устанавливает государство. Но ничего не происходило, астрономические суммы от повышения тарифов растворялись, а износ сетей и оборудования только увеличивался вместе с издержками. А теперь, когда ничего не сделано и стоимость гигакалории зашкаливает, вместо того чтобы разобраться и навести порядок, энергетики навязывают нам другую повестку дня. Вместо того чтобы задуматься над снижением цены, мы спорим и ссоримся между собой из-за того, кто должен платить.

Нам говорят: забудьте вы! Что было, то было. А вот смотрите, какое сейчас хорошее, но дорогое тепло, и надо решить, сколько будет платить УК, сколько собственники, а сколько, может, и бюджет субсидирует. Позвольте, но ведь это все из нашего же кармана: и УК мы платим, и в бюджет – мы, и собственники – это опять мы. А что же вы, господа монополисты, так и будете по ржавым и дырявым трубам гнать нагретый на допотопном оборудовании теплоноситель дороже каменного моста?

Алексей Николаев