Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура отреагировала на наши статьи о загрязнении пруда «Красотка» в Мулловке и прислала результаты проведенной проверки. Выяснилось, что бардоприемники были построены без разработанного проекта рекультивации и без проекта на производство земляных работ.

Суд не указ
Прокуратура отмечает, что недалеко от Мулловки находятся земли сельскохозяйственного назначения, на которых были проведены работы по снятию и перемещению плодородного слоя почвы для организации котлованов под размещение барды – отходов спиртового производства с завода «Гиппократ». Обустроены были пять котлованов глубиной три-четыре метра.

При этом, как выяснила прокуратура еще до прорыва барды, ООО «Агромаяк» обустроило котлованы без разработанного проекта рекультивации, а также без проекта и журнала на производство земляных работ. Природоохранная прокуратура отправилась в суд, где потребовала провести рекультивацию нарушенных земель. В марте суд согласился с требованиями прокуроров.

Однако, как отмечает в своем сообщении природоохранная прокуратура, на 26 августа 2017 года решение суда так и не было выполнено. В тот же день прорвало обваловки котлованов, и барда по почвенному покрову попала в пруд «Красотка».

Мониторинг без результата
Собственно, прямой связи между тем, что «Агромаяк» не провел рекультивацию земель, и прорывом барды, по сути, нет – речь шла о восстановлении почвенного слоя, а не о безопасности котлованов. Проверять-то надо было не документы, а то, как в реальности были устроены бардоприемники – и именно по ним в первую очередь судиться и добиваться законности.

В то же время, еще до масштабного прорыва, жители Мулловки сообщали о проблемах «Красотки». В июне, например, в пруду также была зарегистрирована массовая гибель рыбы, и подозрения тогда пали именно на завод «Гиппократ» («СК» писал об этом 28 июня в статье «От «Красотки» дурно пахнет»).

Тогда, в июне, глава Экологической палаты Александр Брагин приехал, посмотрел на дохлую рыбу и заявил, что экологической катастрофы нет. Представители Минсельхоза взяли пробы воды, а председатель правительства Александр Смекалин подтвердил, что завод продолжает работать с нарушениями. Так, отмечалось, что отстойники для барды фактически заполнены, а очистные сооружения отсутствуют.

Приняли некоторые решения, которые должны были предотвратить последующие выбросы барды в почву и воду: ведение постоянного мониторинга происходящего на водоеме, требование сократить объемы производства на «Гиппократе» на 70 процентов до ввода в строй комплекса по переработке барды.

Однако самое важное, что тогда сказал Смекалин: о закрытии завода речь идти не может. Он продолжил работать – и вот во что это вылилось, в прямом смысле этого слова.

Превышение в 400 раз
26 августа масса вредных веществ вместе с бардой попала в почву и в воду. Как отмечает природоохранная прокуратура, в месте попадания барды в пруд зафиксировано превышение предельно допустимых вредных веществ в десятки и сотни раз.

Так, содержание аммония-иона превышено в 434 раза. В естественных водах он есть в совсем небольших количествах и появляется вследствие разложения живых организмов. Именно это вещество приводит к кислородному голоданию рыб и растений в водоемах.

Превышение фосфата-иона зафиксировано более чем в 100 раз. Его концентрация нарушает в воде биологическое равновесие и приводит к резкому повышению его биологической продуктивности, в частности – к «цветению» воды.

Железа в «Красотке» нашли в 75 раз больше, чем это допустимо, нефтепродуктов – в 12,8 раза, сульфат-иона – в 1,11 раза.

Кроме того, превышение по аммонию-иону, железу и нефтепродуктам выявлено и в пробах в реке Сосновка – после плотины пруда «Красотка». В пруде Фабричный^выявлено, как отметили в природоохранной прокуратуре, «незначительное превышение» железа (в два раза) и нефтепродуктов (в 1,4 раза). Кроме того, установлено завышение содержания свободной углекислоты и аммиака.

В прокуратуре подтвердили, что рыба в пруде «Красотка» погибла от недостатка кислорода – в водоеме началось разложение водорослей и интенсивное образование углекислого газа. Кислород вытеснялся, а рыба погибла.

«Ущерб, причиненный рыбному хозяйству гибелью водных биологических ресурсов на пруду «Красотка» на реке Сосновка Мелекесского района, составил 2 миллиона 347 тысяч 607 рублей», – сообщили в природоохранном ведомстве.

Прокуратура усмотрела в произошедшем наличие признаков состава преступления по ч.1 ст.250 – «Загрязнение поверхностных вод, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда рыбным запасам». Наказание за это -штраф до 80 тысяч рублей, дисквалификация, обязательные или исправительные работы, либо арест на срок до трех месяцев. В общем, виновный, скорее всего, легко отделается.

Откуда фенол?
В прокуратуре отметили, что проверки еще не закончены: изучается информация о фактах загрязнения атмосферного воздуха и ухудшения состояния здоровья населения.

При этом руководитель регионального управления Росприроднадзора Александр Каплин сообщил в СМИ, что результаты лабораторных исследований проб воздуха, взятых 5 сентября, из Мулловки уже пришли. И если в первые дни после выброса барды по фенолу и формальдегиду были превышения, то сейчас их нет.

При этом Каплин оговорился, что вообще-то фенола и формальдегида в барде вообще быть не должно, и откуда взялись эти вещества в пробах в конце августа – предстоит выяснить.

Степан ГОРИН