Зинаида Громова
14 сентября, в 13.00, в Музее Пластова (улица Гончарова, 16) откроется выставка «А.А.Пластов и революция». Вернисаж состоится в рамках мероприятий, посвященных VII Международной ассамблее художников «Пластовская осень» и 100-летию Октябрьской революции.
В экспозиции будет представлено более трех десятков живописных и графических работ художника, среди которых особое место займут произведения из фондов Художественного и Краеведческого музеев, а также из собрания семьи художника. Некоторые работы Пластова будут экспонироваться в Ульяновске впервые.
«Революция в такой стране, как тогдашняя Россия, – писал Аркадий Пластов, – процесс, который по своему размеру и значению подобен смене геологических эпох в жизни нашей планеты». Для него это были не просто слова: за несколько революционных лет он потерял своих братьев и на время расстался с мечтой стать профессиональным художником. Ему пришлось заново учиться строить отношения с жителями родной Прислонихи, выступая в роли самого грамотного на селе человека, способного объяснить смысл произошедших перемен.
Черты лиц сельских мужиков с настороженными глазами воплотились потом в образе крестьянского бунтаря XIX века – казака Емельяна Пугачева («Емельян Пугачев».1920-е, Ульяновский областной краеведческий музей). Судя по письмам, композиционные раздумья на тему «Пугачевщины» не покидали художника с 20-х по 60-е годы XX века. Именно для этого замысла создавались яркие портреты мужиков 30–50-х годов: Михаила Янова, Василия Забродина и других. В то же время были написаны маслом несколько автопортретов и портреты братьев Николая, Александра и Валентина, которые во время гражданской войны пропали без вести.
Работы Пластова 1920 – 1930-х годов свидетельствуют о живописной «революции», произошедшей в это время в творчестве художника. В них ощущается стремление не упустить ничего из правды бытия. Уже эти ранние произведения отличаются крепкой профессиональной живописью. Обобщенность форм, упрощенный рисунок, условность цвета, декоративность крупных цветовых масс отличают эти работы.
В то время Аркадий Пластов осознавал, что «сейчас мало быть только художником, но надо быть еще и гражданином». Среди этюдных зарисовок 1920-х – 1930-х годов сохранились эскизы сходок, выборов в комитет бедноты, сцены мытарств раскулаченных. Тогда Аркадий Пластов выбрал язык книжной иллюстрации массовой литературы, которая в послереволюционное время приобрела большое распространение. Яркие иллюстрации художника в технике линогравюры печатались в издательстве «На помощь деревне и школе». Там, наряду с Пластовым, оформляли книги другие талантливые мастера кисти: Герасимов, Дейнека, Ватагин. Книжная графика 1920 – 1930-х годов стала действенным способом воспитания искусством малограмотных слоев населения страны. Стремление найти себя и высказать посредством живописи чувство личной ответственности перед обществом за идею, представленную пластическим языком, – вот то, что воплощают произведения, представленные на выставке «А.А. Пластов и революция».
Выставка будет работать по 1 ноября.