В сентябре 1906 года, после завершения почти полной перестройки, был освящен Симбирский Спасо-Вознесенский собор. Даже самые компетентные источники (В.Н.Ильин и др.) называют дату – 10 сентября, – без пояснения, к какому летосчислению она относится. Надо полагать, это все же дата по юлианскому календарю, действовавшему на момент события; а по новому стилю – 22 сентября 1906 года. Но раз везде указано именно 10 сентября, забежим немного вперед. Собственно, о Вознесенском соборе был сюжет не так давно, 2 февраля. Но тот материал, основанный на книге священника П.М.Мальхова «Описание Симбирского Спасо-Вознесенского собора», изданной в 1883 году, касался, главным образом, ранней его истории. Сегодня же попробуем вкратце проследить все историю храма – от основания до разрушения. Поскольку в ряде случаев придется обращаться к материалам и событиям, уже затронутым в февральском сюжете, прошу прощения за неизбежные повторы в тексте и подборке.
Деревянная однопрестольная приходская церковь во имя Вознесения Господня с погостом была построена вскоре после основания города в Московской слободе, к западу от Симбирского кремля. П.Л.Мартынов указывает, что впервые она упоминается в документах в 1667 г. Во время осады города войском Степана Разина в 1670 году церковь находилась на передовом рубеже обороны и, под пушечными ядрами, колокольным звоном призывала к защите города. Уже в 1694 г., вместо обветшавшего тесного храма, с благословения Казанского митрополита Маркелла и на средства прихожан была выстроена новая, тоже деревянная церковь с двумя престолами – во имя Вознесения Господня и Рождества Богородицы. За последующие 30 лет и этот храм обветшал. В 1729 г., по челобитной священников и прихожан, было получено разрешение Казанского митрополита Сильвестра на постройку на том же месте, «на старом погосте», каменной церкви «в два этажа: вверху во имя Вознесения Господня, внизу Рождества Богородицы, с приделом во имя св.великомученика Иоанна Воина…». Строительство завершили уже в 1731 г., но поспешность оказалась роковой: стены храма осели, в сводах появились трещины. Дальнейший ремонт и перестройка продолжались почти 40 лет. Строительство велось на средства прихожан, большие вклады сделаны купцом И.Маленьким (Корольковым) и его потомками. Только в 1769 г. состоялось освящение главного престола. Но до окончательного завершения постройки было еще далеко. В 1796-1800 гг. церковь вновь перестраивалась: укреплялись своды, возводились боковые приделы. В 1824 г. на средства дворянки Е.Н.Пазухиной в верхнем этаже устроен придел во имя Воскресения Христова и церковь стала 4-престольной. Наконец, с 1806 по 1829 гг. продолжалось возведение колокольни, в то время 3-ярусной, со шпилем, вместо существовавшей до этого деревянной звонницы. Значительные средства на все работы были внесены купцами и мещанами Темниковыми, Мамонтовыми, Карташевыми и др.
В 1-ой половине 19 века прихожанином Вознесенской церкви был Андрей Ильич Огородников – св.блаженный Андрей, Христа ради юродивый. Живший в хижине на Панской улице, почти все время он проводил близ храма, в него же был принесен для отпевания после смерти в 1841 году. В Вознесенской церкви крещены Иван Александрович Гончаров, Николай Михайлович и Петр Михайлович Языковы.
26 июня 1844 года издан Указ Святейшего Синода о возведении Вознесенской церкви в ранг собора с наименованием Спасо-Вознесенского, вместо упраздненного собора в Спасском монастыре. Вследствие этого и с увеличением прихода, в 1847-1859 гг. храм был значительно расширен. Собор стал 6-престольным: в верхнем этаже главный престол во имя Вознесения Господня, престолы во имя Воскресения Христова и св.великомученика Иоанна Воина; в нижнем этаже главный престол во имя Рождества Пресвятой Богородицы, престолы во имя Скорбящей Божьей Матери и св.апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Стараниями церковного старосты купца А.П.Кирпичникова была надстроена колокольня, ее шпиль заменен золоченой главой.
В большой пожар 1864 года Вознесенский собор значительно пострадал, хотя и не так сильно, как другие симбирские храмы: обгорели стены и кровля, упали колокола. «…Огненный язык кругом охватывал наружные стены, крыша и золоченая глава… высоко блистала своим пламенем; каменные фронтоны трескались и рушились; колокола топились и падали, большой колокол своим падением разрушил своды колокольни…; горели уже хоры внутри храма и пол в верхней церкви. Но провидению угодно было сохранить этот храм в утешение несчастным погорельцам…». Уже к осени 1864 г. наружные повреждения были устранены, а полностью собор восстановлен за два года усилиями прихожан.
Спасо-Вознесенский собор славился своими иконами, среди которых: древние образа Знамения Пресвятой Богородицы и св.Николая Чудотворца, сохранившиеся со времен основания храма; образ Богоматери-Скоропослушницы – копия чудотворной иконы из монастыря на Афонской горе; древний Нерукотворный образ Спасителя греческого письма и др., всего 268 икон и замечательная утварь. Из 9 колоколов храма самый большой, отлитый по подписке в 1864 г., взамен упавшего при пожаре, весил 506 пудов. В 1869 году в верхнем ярусе колокольни были установлены башенные часы с механизмом для боя в большой церковный колокол – подарок городу от графа Владимира Петровича Орлова-Давыдова в память об умершем сыне – Владимире Владимировиче Орлове-Давыдове, бывшем симбирском губернаторе. Механизм часов работы английской фирмы «Кук и сыновья», изготовившей часы для лондонского Биг-Бена. Часы подробно описал П.Л.Мартынов. «Они имеют 2 циферблата: один обращен к югу, другой – к северу. Устройство их цилиндрическое, с двумя гирями, ходовою и боевою; эти гири солидных размеров и значительного веса: часовая… весит 12 пудов, а боевая… весит 20 пудов… Обе гири висят на проволочных струнах…; при полном заводе, действующем в течении 5 дней, гири опускаются: ходовая — на 3 сажени, а боевая — на 12 сажен; но т.к. устройство колокольни не допускает такой длинной осадки, то ход их значительно укорочен, посредством особой системы блоков… Молоток, который, при бое часов ударяет в колокол, весит 2 пуда. Этот интересный механизм наших часов, по конструкции довольно простой, …требует самого тщательного за ним ухода… В 1883 г. боевая гиря 2 раза обрывалась и прошибала свод колокольни, так что городская управа… устроила над сводом балку с рельсами». Ныне часы установлены на башенке Дома Гончарова – единственное вещественное напоминание о Вознесенском соборе – и имеют электрический привод.
В конце 19 века храм пришел в ветхое состояние. Стали появляться трещины, латание постройки железными скрепами не гарантировало надежности большого купола, покоящегося на «рыхлых» старых стенах. Огромная колокольня явно диссонировала с тесной обветшалой церковью, которая не могла вместить возросшее число прихожан. В приход собора, находящегося в центре города, входили многие именитые граждане, так что понятна обеспокоенность современников: «Вознесенский храм требует такого состояния, которое соответствовало бы достоинству собора и чести прихожан…». Тогда и появилась идея полной перестройки основного здания храма (по П.Л.Мартынову план был составлен еще в 1847 г., но отложен из-за недостатка средств). Проект того времени представлен в «Описании Спасо-Вознесенского собора» П.М.Мальхова – несомненно, величественное, но не слишком гармоничное сооружение, представляющее собой нагромождение архитектурных объемов с великим множеством колонн и портиков. Этот проект не был воплощен, но откладывать решение проблемы стало уже невозможно. И в 1899 году городским архитектором Николаем Ивановичем Розетти был разработан новый проект перестройки собора.
Массивное, богато украшенное, с множеством главок и архитектурных деталей сооружение, увенчанное исполинской «луковицей», решено в псевдорусском стиле, распространенном в конце 19 – начале 20 веков. Вместо белого оштукатуренного здание собора становилось краснокирпичным. Храм площадью 166 кв.саженей (более 750 кв.м.) был способен вместить 2 тысячи человек (в приход входило около 5 тыс.чел.), высота его составляла 15 саж. (более 30 м.). Колокольня и часть трапезной оставались без изменений. Новое здание пришлось очень по душе городским обывателям, отвечая их представлениям о красоте и пышности. Образованная часть населения – дворяне и интеллигенция – отнеслись к новому собору более сдержанно, полагая его воплощением купеческого вкуса. Вознесенский храм вообще всегда считался купеческим. Хотя его прихожанами были многие представители высших кругов, все же основную часть прихода составляли купцы и мещане, они же жертвовали наибольшие суммы на храм. Неудивительно, что перестроенный собор отвечал вкусам именно этой части населения. С этой точки зрения интересно сравнить Свято-Троицкий собор, построенный в классическом стиле и воплощавший представления о красоте просвещенной части общества, прежде всего дворян, и Спасо-Вознесенский – как образец «купеческо-мещанского» вкуса. Перестройка собора осуществлена в 1900-1906 гг., 10 сентября 1906 года состоялось его освящение. Очень жаль, но до сих пор нигде не встречалось подробного описания того, как это происходило. Может, кто-то сможет указать ссылку на подобные источники. Именно в этом обновленном виде Спасо-Вознесенский собор запечатлен на множестве фотографий начала 20 века и на картинах многих художников.
Первое время после революции собор продолжал оставаться действующим храмом. По описанию В.Н.Ильина, в 1923-1930 гг. он являлся кафедральным собором раскольников-обновленцев, к которым новая власть относилась терпимо, поощряя раскол внутри Церкви. Тем не менее, уже в июне 1930 г. были сняты колокола («на колокольне-часозвоне … находились 12 колоколов. Часовой весил 506 пудов…»), а 3 мая 1932 года Спасо-Вознесенский собор закрыт с последующим использованием «для удовлетворения культурно-бытовых нужд рабочих города». В здании предполагалось устроить «образцовую фабрику-кухню для обеспечения общественного питания». В 1932 году начались строительные работы по приспособлению собора под фабрику-кухню Военного ведомства, но, видимо, потребность у военных в ней отпала, потому что с июня 1933 г. перестройка велась уже в целях «снабжения учащихся г.Ульяновска, с расчетом пуска в эксплуатацию не позднее 1-ой половины 1934 г.». Но планам превратить бывший собор в фабрику-кухню не суждено было исполниться. Тем временем уже разобрали колокольню, башенные часы были отправлены в подвал горсовета (муз.училище), где лежали забытыми 40 лет; а в 1936 (1935?) году началась разборка основного здания, продолжавшаяся около 3-х лет. Позже на этом месте разбит сквер, а в сквере установлена скульптурная группа «Три пионера». В 1965 году ее сменил памятник И.А.Гончарову.
Справедливости ради, следует отметить обстоятельство, немаловажное с практической точки зрения. Спасо-Вознесенский собор был построен таким образом, что занимал значительное пространство проезжей части Большой Саратовской (Гончарова) улицы, это хорошо видно на старых снимках. Для немногочисленных и неспешных конных экипажей это не представляло большого неудобства. Но сейчас массивное здание, занимающее половину ширины центральной улицы, серьезно осложнило бы движение. Вряд ли большевики, принимая решение о сносе собора, руководствовались этим соображением, тогда оно просто не было актуальным. Но если представить себе, что собор каким-то чудом сохранился до наших дней, то проблема была бы налицо. «Передвинуть» в этом месте улицу – совершенно нереально. Значит – переносить собор, построив его на новом месте. В определенном, символическом смысле это и было сделано при возведении в Ульяновске нового Спасо-Вознесенского собора (арх.Л.М.Варюхина) В его очертаниях явно виден силуэт того Вознесенского храма, каким он был до перестройки в начале 20 века. Но и творение Н.И.Розетти по своему было очень хорошо.
Использованы материалы: П.М.Мальхов «Описание Симбирского Спасо-Вознесенского собора», Симбирск, 1883; П.Л.Мартынов «Город Симбирск за 250 лет его существования», Симбирск, 1898; В.Н.Ильин «Краеведческий справочник-путеводитель Симбирска-Ульяновска», 1991: А.Сытин: «Спасо-Вознесенский собор» («Деловое обозрение» 2007-2), «Вознесенский храм Симбирска» («Мономах» 2009-1) и др.

Спасо-Вознесенский собор. Фрагмент фотографии А.Муренко, 1867 год.

Большая Саратовская улица. Спасо-Вознесенский собор и Троицкая церковь («Иллюстрированный спутник по Волге», С.И.Монастырский, Казань, 1884).

А.М.Кузнецов. «Улица Большая Саратовская и Вознесенский собор».

Проект перестройки Вознесенского собора («Описание Симбирского Спасо-Вознесенского собора», П.М.Мальхов, Симбирск, 1883).

Из проекта перестройки Вознесенского собора архитектора Н.И.Розетти, 1898 год. 1) Разрез собора («История Симбирского – Ульяновского края в уникальных документах Государственного архива Ульяновской области», Ульяновск, ГАУО, 2006). 2) Эскиз «К проекту перестройки Спасо-Вознесенского собора в Симбирске. Боковой фасад» (Е.Беспалова, И.Сивопляс «Прогулки по Московской», Ульяновск, 2013).

Подъем креста на строящийся Спасо-Вознесенский собор. Из архива О.С.Сукач (Горбуновой).

Спасо-Вознесенский собор, Большая Саратовская улица. Начало 20 века.

Т.И.Щеголева «Симбирск. Вознесенский собор». 1997.

Спасо-Вознесенский собор, 1930-ые гг. Перед разрушением. shipova-olga.livejournal.com.

Разрушение…