Ульяновск – это не только родина Колобка и столица буквы “ё”. Ульяновск – отправная точка второго пришествия балалайки! Наша история -о том, как трое друзей вдохнули новую жизнь в, казалось, забытые всеми народные инструменты.
НЕОБЫЧНОГО БЛЮЗА
Балалайка снова звучит благодаря таким энтузиастам, как Евгений Харламов, Сергей Ключников и Александр Дмитриев.
Эта история началась 10 лет назад, когда приятели задались необычной целью – начать играть традиционную музыку, которой практически никто не занимался. Были люди, которые ездили в экспедиции, общались с местным населением, собирали и изучали народное творчество, ограничиваясь в итоге записями и коллекциями некоторых музыкальных инструментов.
– Мы послушали записи 60-х, 70-х – и поняли, что в этом есть реальная музыка. Русский блюз, живой! – вспоминает основатель мануфактуры балалаек и создатель первого в мире музея этого музыкального инструмента Евгений Харламов. – И мне пришла идея сделать сеть традиционной музыки такого рейв-формата, чтобы люди просто погружались в состояние транса, расслаблялись. Лет 7-8 мы занимались поиском материала, ездили по экспедициям. Накопилось много. И тогда мы на свои собственные деньги в Ульяновске решили открыть первый в мире частный музей балалайки. До этого в России такого музея не было и никто об этом даже не думал.
В первые же дни работы выставки стало понятно: интерес к этой истории есть. Идея выставки – показать балалайку – нормальный инструмент, не лубок, в который его превратила последняя история. Любая традиционная музыка, по мнению мастеров, должна передаваться от взрослого к ребенку, от поколения к поколению, не через университеты-академии, а через жизнь.
– И мы готовы были в стенах нашего музея научить играть каждого, только столкнулись с самой большой проблемой: инструментов-то нет. Где взять? Барахолки? А как узнаешь: хороша или плоха балалайка? Это превращалось в квест (приключенческую игру – Прим. авт.), который тут же вход в музыку обнулял, – говорит мануфактурщик.
Вот тогда-то друзья решили открыть свое собственное инструментальное производство.
РОЖДЕНИЕ ИНСТРУМЕНТА
В 2013 году в центре Ульяновска, в историческом здании на улице Федерации, начала работу мануфактура. Сегодня она -российское производство фольклорных музыкальных инструментов из города Ульяновска. В производстве – русская балалайка, гусли, колёсная лира, укулеле, рожок, жалейка, свирель, дудки, бубны, бара-банки, свистульки и другие русские народные инструменты. Самая популярная музыкальная продукция – балалайка традиционная, народная, деревенская, академическая, прима, профессиональная, подарочная, концертная, сувенирная, фольклорная, расписная, электроакустическая, учебная, детская.
Рождение балалайки начинается в распиловочном цехе. На станках выпиливают отдельные детали инструмента: заклепки, элементы задней стенки, лопатки, грифы, передние деки. Всего в балалайке, несмотря на ее небольшие размеры, около 70 деталей, причем многие из них очень маленькие, но без них она не будет звучать.
Любопытно, но звучание инструмента во многом зависит от породы дерева, из которого он изготовлен. Так, одним из лучших материалов считается клен – прочный и красивый. Балалайки получаются из него звонкие. Но если к нему добавить другую породу, то инструменты смогут не только звенеть, но и “гудеть”. А вот береза при обработке становится как бы перламутровой, груша же очень твердая, потому идет на быстро изнашиваемые детали. Из дикой вишни делают декоративные элементы.
Струны используют только металлические, потому что только металл обладает способностью лучше передать звучание самого распространенного балалаечного строя – русского.
В главном цехе мануфактуры работа кипит. Всего в неделю выпускается до 40-50 балалаек. На вопрос, тяжел ли труд мастера, один из рабочих, не разгибаясь, ответил: “Восемь часов на ногах и периодически согнувшись. Как вы думаете, тяжело?”. При сборке балалаек очень много мелкой работы, и это одна из причин, почему на их производство берут терпеливых людей.
БАЛАЛАЕЧНЫЙ ЭКСПОРТ
Ульяновские балалайки – это просто красиво. Если возьмешь инструмент из магазина, увидишь на нем толстый слой краски. Это продукты массового рынка. Традиционная же балалайка очень проста. Это своего рода “крафт” (штучное, традиционное – Прим. авт.). Поэтому в основном ульяновские балалайки берут только музыканты.
Сегодня за границей создана целая играющая на ульяновских инструментах музыкальная диаспора, в которую входят Франция, Германия, эмигрантская Америка. Наши балалайки пытаются копировать даже пакистанские заводчики!
– Для них это что-то вроде запуска комплекса “Тополь” из дров, – говорит Сергей. – Они как китайцы делают копии. Идут по выставке, делают 3 фотки, а потом приезжают и по фото восстанавливают. Мы видели, как это происходит. Они не разбираются в качестве. Это отношение к музыке, как к товару.
Сегодня дело мастеров – это целое движение, в котором много интересных людей, в том числе байкеров. Представьте себе байкера с балалайкой! А он есть! Сергей Ключников любит называть всех, связавших свою судьбу с балалайкой, сумасшедшими. И сначала он прозвал так себя. Это, конечно, не в прямом смысле, а в том значении, что увлеченные балалайками люди – необычные, открывающие другой мир звука.
Балалайку принято считать лекарством от всех недугов и нервозов. В этом, говорят знатоки, и заключается ее второе пришествие!
Рита ЗЕЛЕНАЯ