Креативная экономика станет еще одной точкой роста регионального внутреннего продукта.

Пленарное заседание «Культура и технологии: культурная среда в стратегии развития инновационных городов России и мира», состоявшееся 14 сентября в Большом зале Ленинского мемориала, стало одним из центральных событий прошедшего недавно в Ульяновске традиционного Международного культурного форума. Значение его состояло в том, что здесь были обозначены перспективы развития целого сектора региональной экономики.

Самое дорогое
Ведущий заседания, главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев, с самого начала задал самый неформальный тон общения:

– Я имею шанс узнать, что такое культурная политика. Культура – это не такая прибамбасина, а та область деятельности, которая позволяет нам менять город, менять страну, делать их более привлекательными для жизни. Если подсчитать стоимость культурных ценностей в мировом масштабе, то она превысит стоимость шахт, заводов, рудников и нефтяных вышек во много раз. Главное для человечества – создание культурных ценностей, а все остальное преходяще и быстро превращается в прах.

Член правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Анна Крутова рассказала о ближайших перспективах развития в нашем регионе индустрии кино:

– Телекинопроизводство – это не только творчество. Ульяновская область стала первой территорией, где мы начали реализовывать всероссийский проект. Его мы развиваем совместно с Агентством стратегических инициатив. Сейчас здесь идет съемка телефильма «Морские дьяволы», здесь мы уже открыли кинолабораторию, а в дальнейшем планируем открыть киношколу и создать полноценную кинопроизводственную базу.

Слухи о кризисе книгоиздательства в России опроверг директор успешной сети книжных магазинов «Буквоед» Денис Котов:

– Книжные магазины постепенно превращаются не просто в точки продажи книг, а центры культуры, общения, создания социальных связей, которые помогают человеку почувствовать, что он не одинок, создает для него особое культурное пространство.

Эффект может превзойти ожидания
Основной акцент на экономической эффективности развития кинопроизводства на территории регионовсделалисполнительный вице-президент кинокомпании Star Media Никита Трынкин. В частности, он привел пример американского штата Луизиана, где через два года после введения региональных мер поддержки этой отрасли число рабочих мест выросло более чем втрое, а доходы – почти в пятьдесят раз, с 7,5 миллиона долларов до 343,8. И подобные тенденции возникают практически на всех территориях, где создаются региональные кинокомиссии.

Открытие в Ульяновске в начале ноября «Точки кипения» – коллективного пространства, которое доступно абсолютно для всех творческих людей с целью обмена опытом и практикой – анонсировал заместитель руководителя департамента инвестиций в социальную сферу Агентства стратегических инициатив Дмитрий Генералов.

Заместитель генерального директора издательства «Эксмо» Максим Лозовский опроверг устоявшееся за последние годы мнение, что интерес к чтению и книге в России и мире угасает. Он сообщил, что впервые за последние годы наметился рост книжных тиражей в России, и если в последние годы книжный рынок рос только в денежном выражении, то начиная с этого года увеличилось и число продаваемых экземпляров. Прогноз: в 2018 году ожидается рост на два процента.

Есть возможность развивать творческий потенциал
Валерий Фадеев поинтересовался у губернатора Сергея Морозова, почему из всех креативных городов ЮНЕСКО Ульяновск – единственный в России?

И глава региона дал подробный ответ:
– Мы заинтересованы в формировании особой культурной среды, которая создаст условия для развития креативного класса, который, в свою очередь, сформирует креативные подходы к региональной и муниципальной политике. Еще десять-пятнадцать лет назад в обществе представление о счастье было связано лишь с количеством денег, но теперь – еще и с возможностью для каждого развить свой творческий потенциал. Мы планируем ускоренными темпами развивать креативные индустрии в нашем регионе, создадим совершенно новое качество деловой и творческой среды, которое в течение буквально пяти лет обеспечит значительный прирост доли креативной экономики в валовом региональном продукте.

Кстати, губернатор предложил сделать Общественную палату тем центром, где рождаются идеи и механизмы реализации программы креативной экономики. Осталось только определить организационную форму такого мозгового цента – будет ли это некий экспертный совет или что-либо другое.

Почему эту функцию решено возложить именно на Общественную палату, сразу же после закрытия заседания пояснил Валерий Фадеев:

– В Ульяновской области очень мощная Общественная палата. В ее структуре – несколько секторов, которые прекрасно взаимодействуют с различными группами некоммерческих организаций. Такая ситуация уникальна. Я ни в одном другом регионе не видел, чтобы Общественную палату представляло несколько «цехов» по различным направлениям деятельности. Что касается креативного потенциала региона, то с ним все в порядке. И ваш губернатор Сергей Иванович Морозов – первый в России, кто использует творческий потенциал и культурную сферу как средство развития экономики, создания рабочих мест, повышения благосостояния населения и расширения налоговой базы.

Владимир Кочкин