Марина Коновалова
В минувшую пятницу в выставочном зале музея «Метеорологическая станция Симбирска» (улица Л.Толстого, 67) открылась выставка художественных работ «Октябрь Владимира Зинина».
Живописец, график, скульптор и архитектор Владимир Зинин (1926-2013) получил профессиональное образование в Пензенском художественном училище имени Савицкого. Творил в стиле социалистического реализма, как учили преподаватели. Но в его произведениях много экспрессии. Жил он в Павловке, а на селе заказов на художественные работы не так много. Чтобы прожить с семьей, надо иметь еще какой-то заработок, поэтому он работал учителем рисования и черчения в школах райцентра.
Владимир Зинин известен как автор многочисленных пейзажей Павловки и Павловского района, большого портретного цикла, посвященного Федору Панферову, портретов земляков и цикла исторических композиций «Вооруженный народ». Широкую известность художнику принесла персональная выставка, организованная в 1999 году Художественным музеем. В музее «Метеорологическая станция» в 2016 году была выставка его работ под названием «Певец природы», которую подготовил к показу сын и продолжатель династии – известный ульяновский художник Александр Зинин.
Новую выставку также подготовил и представил зрителям он. Александр Владимирович рассказал, как работал отец, как создавались эти картины. После рождения замысла художник набрасывал эскиз, который иногда был совсем маленького размера, потом эскиз побольше, иногда – третий. Здесь на выставке можно проследить процесс работы. Показаны картины и эскизы к ним. Представленные работы написаны в середине 60-х годов XX века. Это было время, когда страна отмечала 50-летие Октябрьской революции. В обществе шло осмысление революционных событий, понятно, что не с тех позиций, как в наши дни. Героика революции – была главная тема того поколения. Вот и на картинах Владимира Зинина мы видим революционных солдат и матросов, представленных русскими богатырями, борцами из народа, выступившими за правое дело. Сын художника рассказывает, что в лицах некоторых из них он узнает односельчан, соседей, мимо которых не раз проходил в детстве, даже лица родственников. В 60-е годы революция и Гражданская война еще не были далекими по времени, еще жили участники и свидетели тех событий. Художник сделал несколько эскизов к проекту «Вооруженный народ», проект, к сожалению, не был осуществлен. На выставке представлены полотна «Заре навстречу» (1967), «Наказ» (1965), «Расстрел» (1967), которые показывают, как автор представлял те события и что он хотел сказать о романтике и трагизме тех лет зрителю, особенное внимание привлекают три работы под общим названием – «Солдаты революции» (1965).
Присутствовавшие на презентации ульяновские художники в выступлениях и в частных разговорах выражали удивление тем, как человек, живший в провинции, можно сказать, в глуши, мог создать произведения, достойные кисти большого мастера. Посетивший выставку искусствовед, директор музея Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге Юрий Мудров поблагодарил организаторов за память о художнике, сказав, что в наше время это редкость.
В конце встречи зрителям был показан видеофильм. Как оказалось, внучка художника Ольга Зинина снимала деда на видеокамеру, записывала беседы с ним. Впоследствии правнук Ярослав Бычков смонтировал из этих записей фильм, подобрал удачное музыкальное сопровождение. Владимир Николаевич рассказывает с экрана, как, по его мнению, можно создать действительно настоящее художественное произведение. В первую очередь, надо пропустить то, что пишешь, через сердце, потом – через разум. Интересно он говорит о красках. Художник подразделяет их на три вида: земные, небесные и украшательные. И только тогда, когда автор использует в своей работе все три вида, только тогда и может получиться настоящее произведение.