Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов обеспокоен ситуацией на зерновом рынке. Дело в том, что цены на зерно в регионах массовой уборки, это, прежде всего, центральная часть России и Поволжье, снизились, причем, резко: на 250-700 рублей за тонну.
В чем причина? Вспомним Козьму Пруткова:

ЗРИ В КОРЕНЬ!
Эксперты в один голос утверждают, что снижение цен на зерно обусловлено высоким урожаем текущего года и рекордными переходящими запасами. А что думают по этому поводу «в верхах»?

Зампредседателя Комитета по развитию АПК российской Торгово-промышленной палаты Андрей Волков склонен объяснять нынешний рекордный урожай зерновых тем обстоятельством, что страна «очень здорово меняется»: современная техника, мониторинг.

– Мы стали следить за семенами, – с восторгом отмечает он. – То, чего раньше никогда не было – идет рост использования удобрений. Раньше ряд регионов «проваливался», сейчас этого нет. Нужно отметить изменение климата. Оно очень влияет на продуктивность в растениеводстве.

В числе положительных зампредседателя комитета отмечает и тот факт, что в России уверенно растет так называемый технологический фон. Это средства защиты растений, удобрения, энерговооруженность, то есть наличие современной сельхозтехники. Соответственно этому, в каждый гектар вкладывается все больше и больше средств. Следовательно, повышается и отдача.

– В последние месяцы, – отмечает Андрей Волков, – цены на пшеницу в некоторых регионах России упали на 250-700 рублей за тонну. Но снижение стоимости зерновых является сезонным явлением, цены к весне 2018 года пойдут вверх.

Чиновник, однако, большой оптимист. Так и хочется его спросить: «А какого, простите, лешего, ценам идти вверх?». Давайте еще раз вернемся к мнению экспертов. Снижение цен на зерно они объясняют в том числе, цитируем, «рекордными переходящими запасами». Сошлемся на мнение директора департамента регулирования рынков АПК Анатолия Куценко, прозвучавшее на конференции Российского зернового союза.

– В прошлом году, – говорит он, – механизм интервенций сработал активно не во всех регионах. На рынке есть излишки зерна, которые необходимо снять. Они составляют около 1,5 миллиона тонн.

Откуда взялись? Причин много, назовем одну из главных. Крестьяне держали хлеб в закромах до последнего. Одни не нашли покупателей, другие ждали повышения цен. В результате и те и другие оказались у разбитого корыта. Новый урожай, еще более щедрый, чем прежний, только прибавил им головной боли. Так что насчет повышения цен в 2018 году, это бабка надвое сказала. А как прикажете выживать крестьянам? Чем гасить кредиты, которые они, кстати, брали под новый урожай для проведения весенней посевной? На какие средства вести осенние полевые работы, содержать скот, пополнять парк сельхозтехники, развивать свое хозяйство?

ДАЕШЬ ИНТЕРВЕНЦИИ!
Минсельхоз России с начала года заявлял о готовности провести закупочные зерновые интервенции, если этого потребует ситуация на рынке. Цены на зерно рухнули вниз. А министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев до сих пор твердит (сколько можно?), что вверенное ему ведомство «серьезно изучает вопрос зерновых интервенций». Ему ли не знать, что государственные закупочные интервенции являются одним из основных механизмов поддержки сельхозпроизводителей, особенно в периоды нестабильных цен на зерно. Недаром сельское хозяйство во всем мире субсидируется. Так чего ждем?

Если с интервенцией приказано подождать, то на экспорт, напротив, возлагаются большие надежды. По словам Андрея Волкова, у России есть основные партнеры по импорту пшеницы – Турция, Северная и Центральная Африка, азиатские рынки. Есть «огромнейший потенциал» для экспорта пшеницы в Китай. Что ж, поживем – увидим.

Региональные же законодатели не сидят сложа руки. В Чердаклинском районе они провели выездное заседание комитета по аграрным вопросам ЗСО. В его работе принял участие председатель Общественной палаты региона Александр Чепухин.

Председатель комитета Виктор Антипов, что называется, с места взял в карьер. Урожай – рекордный, но трудности с реализацией зерна – неимоверные. Закупочные цены упали с 8-10 до 3 рублей за килограмм. Стоимость транспортных перевозок возросла почти в 2 раза. Внутри области реализовано 46 тысяч тонн, за ее пределами – около 43 тысяч. Это капля в море. Экспортные поставки отсутствуют. Возникают проблемы с хранением собранного урожая. Дают о себе знать завышенные тарифы на электроэнергию для сельхозпроизводителей. В Ульяновской области они достигли 6,5 рубля за киловатт-час.

Депутат Андрей Шадышков отметил, что нынешняя цена на зерно не столько рыночная, сколько спекулятивная. Поэтому необходимо убедить переработчиков закупать зерно по приемлемым ценам. Здесь народный избранник явно погорячился. Механизма воздействия на переработчиков нет, а убедить любого монополиста «посочувствовать», «войти в положение» – почти нереально. Он тебе тут же приведет десяток контрдоводов, чтобы остаться на своих позициях.

Другое дело – зерновые интервенции, повышение объемов элитных сортов семян, рост объемов переработки в виде мукомольного и кондитерского производства, хлебопечения, комбикормов для скота и птицы. Здесь депутаты правы. Как и в том, что подспорьем для аграриев может стать совершенствование системы социального питания, когда в детские сады, школы и больницы поставлялась бы преимущественно местная натуральная продукция по низким ценам. Сегодня, как известно, объемы фермерской продукции не всегда способны удовлетворить потребности социальной сферы, поэтому тендеры выигрывают поставщики из других регионов. Значит, ульяновским фермерам надо объединяться. Совсем не лишней при этом будет их кооперация с личными подворьями. Вопрос очень важный. По мнению руководителя управления развития сельского хозяйства Чердаклинского района Сергея Вебера, по аграриям понижение цен бьет сильнее самой ненастной погоды. Продать зерно – целая наука. Заниматься этим вплотную у земледельцев нет времени. Они работают. Ситуацией сполна пользуются перекупщики. Крестьянам начинают выкручивать руки. В конечном итоге доля земледельцев в той же буханке хлеба опускается до ничтожных процентов. Иначе и быть не может, если один с сошкой, а семеро с ложкой.

КТО ИЩЕТ – ТОТ НАХОДИТ
Свое видение проблемы у депутата ЗСО, члена аграрного комитета, руководителя ООО «КФХ «Возрождение» Чердаклинского района Вадима Мартынова. В ходе заседания он рекомендовал фермерам организовывать свое производство многопрофильно. Говоря иначе, заниматься и растениеводством, и животноводством одновременно, тем более что на потребительском рынке наблюдается определенный недостаток молока и мяса. Депутат видит проблемы глубоко, просчитывает все варианты и работает на опережение. Только в нынешнем году в хозяйстве построено 3 склада для хранения зерна мощностью 18 тысяч тонн. А общая мощность хранилищ и вовсе составляет 50 тысяч тонн.

Помимо этого, установлено оборудование для подработки зерна производительностью 100 тонн в час. Говоря иначе, зерно напрямую с поля отправляется на подработку, влажное уходит на сушку, сухое – на склад. Располагая складами большого объема, «Возрождение» оказывает помощь хозяйствам, которые с ним сотрудничают.

Спокойствие Вадима Мартынова в нынешней непростой ситуации вполне объяснимо. Падают цены на зерно? У «Возрождения» официально оформлены деловые отношения с потребителями. На все время действия контрактов установлены твердые цены, на которые колебания рынка в плане стоимости продукции никак не влияют. К тому же зерно доводится до товарных кондиций, благо у хозяйства такая возможность есть, и собственными зерновозами отправляется потребителю. Ничто не мешает и другим хозяйствам региона поступать таким же образом. Только не надо забывать истину: «Кто ищет – тот находит».

Обозначенные проблемы фермеров рассмотрит Общественная палата Ульяновской области. Предполагается, что предложения ульяновских аграриев будут направлены также в Общественную палату Российской Федерации.