Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области сделало достоянием гласности информацию по результатам мониторинга качества питьевой воды в Ульяновской области за 1-е полугодие 2017 года. Результаты оптимизма не внушают.

Ульяновск, кто не знает, единственный крупный город Поволжья, жители некоторых районов которого пьют воду из Волги, не имея альтернативного источника водоснабжения. Что из этого может получиться, наглядно показала история с оголовком водозабора, которая произошла около 7 лет тому назад. Тогда, как помнят ульяновцы, из кранов в их квартирах потекла ржавая муть с запахом сероводорода. Оказалось, что уровень Куйбышевского водохранилища понизился и опустившийся лед прижал ко дну оголовок водозабора. Вот так и живем: правый берег утоляет жажду из Волги, левый берег – из артезианских скважин. Между тем, как отмечают эксперты, еще в 2009 году в Ульяновске по причине экологического неблагополучия, в том числе с питьевой водой, произошел скачок онкологических заболеваний. Он до сих пор на 20% выше среднероссийского.

ХИМИЧЕСКИЙ КОКТЕЙЛЬ
Обратимся к результатам мониторинга. В 1-м полугодии текущего года на территории региона действовало 794 источника централизованного водоснабжения. Из них два поверхностных источника и 792 – подземных. 56 подземных источников централизованного водоснабжения, это 7,1% от их общего числа, не отвечают санэпидтребованиям. Еще по 30 отмечено несоответствие зон санитарной охраны действующим нормам и правилам. Качество воды источников централизованного водоснабжения по санитарно-химическим показателям продолжает ухудшаться как минимум последние 3 года.

Еще хуже ситуация с качеством воды в поверхностных источниках централизованного водоснабжения. По санитарно-химическим показателям вода не отвечает нормативам на 50%, по микробиологическим – на 33,3%.

В регионе 246 нецентрализованных источников питьевого водоснабжения: каптажей, родников, колодцев. Так вот, доля проб воды в них, как не соответствующих санитарным требованиям, выросла до 33. Тогда как в прошлом году она составляла 15,8, а в позапрошлом – и вовсе 11,8%. И это еще при том, что вода из общественных каптажей и колодцев на наличие паразитов не исследовалась. Впрочем, и без того, цитируем, «динамика показателей свидетельствует о значительном ухудшении качества воды нецентрализованного водоснабжения». Короче говоря, куда ни кинь – все клин.

Общую картину неблагополучия дополняет состояние водопроводных сетей. Для обеспечения населения питьевой водой в Ульяновской области функционируют 738 водопроводов, общая длина которых составляет почти 7950 километров. Из них (держитесь крепче!) как минимум 45% нуждаются в замене. Между тем за последние 10 лет на развитие сферы водоснабжения из бюджетов всех уровней было направлено почти 1,4 миллиарда рублей. Так и хочется спросить: где деньги, Зин?

Впрочем, что удивляться. «Сети начали укладывать после Второй мировой войны, – говорит заместитель исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Георгий Самбурский. – Затем во время массового строительства при Хрущеве. Использовались не самые качественные и долговечные стальные трубы, которые до сих пор лежат в регионах. Половина из них нуждается в замене. Очистные сооружения тоже надо модернизировать. Но денег на это нет».

И еще один штрих. По мнению экспертов, низкое качество питьевой воды по санхимпоказателям характерно в основном для подземных источников с высоким содержанием минерализации и жесткости. Мы упоминали, что в левобережной части Ульяновска воду берут из артезианских скважин. Так вот, вода здесь предельно жесткая. Настолько, что намертво «прикипает» домашняя сантехника, потеки от такой воды не в состоянии отмыть ни одна «химия», кожа пересыхает, волосы делаются жестче соломы. Удивительное дело: народ, всем смертям назло, держится. Вот уж, действительно, выпить воды и не умереть.

БОЙ С ТЕНЬЮ
Взглянем на проблему с другой стороны. В Ульяновском «Водоканале» заверяют, что питьевая вода в городе и в регионе соответствует нормам СанПиНа. Делается ссылка на хлорирование с аммонизацией и пробы по 74 показателям. При этом, правда, умалчивается, что вредных веществ в Волге гораздо больше – до 1,5 тысячи.

«Водоканалу» вторит Управление Росприроднадзора: «Обеспеченность населения Ульяновской области питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, составляет 96,3%». Это, заметим, вода, от которой не умирают, но и здоровее не делаются. Дальше начинаются нестыковки. Доброкачественной водой обеспечены 86% населения региона. Условно доброкачественную питьевую воду пьют 10,4% моих земляков, это целых 117,5 тысячи человек. Что это за вода такая – пояснений не дается. Зато предельно ясно, что такое недоброкачественная питьевая вода. Ее вынуждены пить 2%, или без малого 23 тысячи жителей области. Если же сложить эти показатели, то они будут выше цифры в 96,3%. Значит, где-то в расчетах допущена неточность. Специально? Не хотелось бы верить, ведь за каждым процентом стоят тысячи людей.

А пока что сообщается, что на первом месте по обеспеченности доброкачественной питьевой водой стоят Вешкаймский и Карсунский районы, а также город Ульяновск.

Обеспеченность населения доброкачественной питьевой водой ниже областных показателей в 10 районах: по степени убывания – в Старокулаткинском, Николаевском, Сенгилеевском, Базарносызганском… Эти же районы и еще несколько их соседей «лидируют» по такому показателю, как обеспечение населения недоброкачественной питьевой водой. Планку задает Радищевский район, за ним идут Мелекесский, Старокулаткинский, Новомалыклинский…

Управление Роспотребнадзора через суды понуждает органы местного самоуправления к разработке проектов зон санитарной охраны, источников питьевого водоснабжения. В отношении водоснабжающих организаций проведена 21 проверка, это 50 объектов, и 11 административных расследований. Виновные привлечены к ответственности. Общая сумма штрафов составила 577 тысяч рублей.

Такие меры, конечно же, нужны. Но с учетом ситуации они сегодня больше напоминают бой с тень: энергии уходит много, а результатов почти нет.

КТО ВИНОВАТ? ЧТО ДЕЛАТЬ?
С виноватыми давайте подождем. Дойдет в свое время и до них черед. А что делать, сегодня хорошо известно. Еще в начале года на заседании аграрного комитета ЗСО было принято решение о реализации в регионе мероприятий по развитию водоснабжения и водоотведения. Отмечалось, что более 170 миллионов рублей будут направлены в том числе на реконструкцию объектов водоснабжения в восьми населенных пунктах и еще в 52 – на ремонт таких объектов.

Другое дело, что ситуацию осложняет отсутствие резервного источника питьевой воды в правобережной части Ульяновска, где проживают около 400 тысяч человек. Ухудшается и качество воды в Куйбышевском водохранилище. Выход видится в освоении Свияжского месторождения подземных вод. Проблема обсуждается многие годы, но своего решения так и не нашла.

Работы хватит всем. Предстоит утвердить размеры зон санитарной охраны источников питьевой воды. Зарезервировать подземные источники на случай возникновения ЧС. Обеспечить мониторинг состояния бездействующих водозаборных скважин, определить их собственников. Потребуется замена старых водоводов на новые, в том числе с использованием полиэтиленовых труб. Не обойтись без проектно-сметной документации для обеспечения правобережной части Ульяновска питьевой водой из подземных источников.

Перед главами администраций муниципалитетов поставлена задача по организации зон санитарной охраны источников водоснабжения. Обеззараживанию питьевой воды. Ревизия водопроводов для исключения незаконных врезок, очистка шахт с артезианскими скважинами.

Почетный гражданин Ульяновской области, депутат областного парламента второго созыва Юрий Иванович Поляков ушел на заслуженный отдых с должности гендиректора предприятия «Ульяновскводстрой». Так что о проблеме знает не с чужих слов. Он приводит такой пример. В Радищевском районе 400 километров водопроводных сетей. Групповой водовод здесь практически погибал, но выход был найден – объект передали в областную собственность, сделали госпредприятием. Сюда пошла финансовая помощь, поступила по лизингу новая техника, сформировался коллектив. Говоря иначе, выход есть всегда. Только наперед крепко думать надо. Сегодня один километр водопровода стоит 1,5 миллиона рублей. Системы водоснабжения изношены на 80%, не меньше. В области 21 район. Вот и считайте, сколько надо денег. Обидно: регион стоит на множестве рек, озер, прудов, родников, а воды нет. А почему? Управление водоснабжением и средства на его обеспечение должны быть в одних руках, а не так, чтобы каждый тянул одеяло на себя.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Мы начали разговор с Управления Роспотребнадзора, им и будем завершать. Ведомству при взаимодействии с органами госвласти предстоит установить границы и режим зон санитарной охраны. Принять участие в инвентаризации подземных и нецентрализованных источников питьевого водоснабжения. Обеспечить контроль над качеством питьевой воды.

Трудная задача. По предварительным подсчетам, на строительство и реконструкцию 3,5 тысячи километров водопроводных сетей требуется 29,3 миллиарда рублей. Вот как только они будут, тогда и можно будет говорить про обеспечение жителей области качественной питьевой водой в полном объеме.