Даже небольшой дождик в Ульяновске превращается в проблему, не говоря уже о ливнях. Самое обидное, что и после ремонта проездов и тротуаров лужи остаются непобедимы – на своих прежних местах. По мнению экспертов, логичным продолжением развернувшегося по всей стране масштабного проекта по формированию городской среды и ремонту дорог должно стать восстановление ливневой канализации. Иначе все старания по благоустройству… утонут в лужах.

Многие жители МКД знают, что ремонт дома надо начинать именно с кровли. Пока крыша протекает, заниматься чем-то другим просто нет смысла, иначе все труды насмарку. С дорогами точно так же: если не организован отвод воды, любой, даже самый прочный асфальт «смоет» следующей же весной. Дело, конечно, не в том, что дорожное покрытие растворяется от влаги, причина – в перепадах температуры: скопившаяся на дороге вода замерзает, расширяется и разрывает асфальт. Во многом именно поэтому огромные вложения средств в ремонт дорог, несмотря на то, что с каждым годом их все больше и больше, оказываются не столь эффективны, как нам хотелось бы.
«Мы с огромным трудом выкраиваем каждую копейку из бюджета на ремонт дорог. 10 миллиардов изыскали на 2017 год! А куда они идут? В ямы! Безобразие!» – написал в своем «Твиттере» Губернатор Ульяновской области Сергей МОРОЗОВ, возмущенный увиденными им гигантскими лужами на городских дорогах.

Денег на дороги тратится очень и очень много, а результат не радует. Возможно, прежде надо было бы заняться ливневками и привести их в порядок, а уж потом класть новый асфальт?

– Мы увеличили финансирование работ по сравнению с 2015 годом в два раза! С каждым годом суммы на ремонт магистралей только растут, но техническое и эксплуатационное состояние при этом требует постоянного ремонта. Нужно пересмотреть систему работы и изменить ситуацию к лучшему, – подчеркнул глава региона.

Затыкание дыр
Проблемы с потопами начались давно, люди жалуются на огромные лужи и подтопления все последние годы. Но вопросом почему-то долгое время не занимались под предлогом отсутствия достаточных средств в бюджете. И только в прошлом году администрацией Ульяновска были закуплены две каналопромывочные машины и два илососа, которые были распределены между правобережной и левобережной частями города специально для ливневок. Впрочем, давайте честно говорить: это техника на аварийные случаи, для нормального обслуживания всего города явно недостаточно.

Система магистральной ливневой канализации в Ульяновске насчитывает свыше 4 тыс. колодцев,
общая протяженность сетей – более 200 км. К слову, более половины всех городских ливневок (115 км сетей и 1105 колодцев) находится в Заволжском районе, который традиционно считается самым проблемным в плане отвода вод. Всего шесть (с учетом новых) спецмашин на весь город физически не могут охватить такой объем. Как минимум в два раза больше надо машин и людей для нормативного содержания ливневок в Ульяновске.

Большая часть водостоков бригадами МБУ «Дорремстрой» вообще чистится вручную. Это, кстати, единственное предприятие в городе, которое хоть как-то обслуживает систему ливнеприемников, и то – в аварийном режиме, то есть, по сути, занимается затыканием дыр.

Это подтверждают и в Управлении дорожного хозяйства и транспорта, к которому относится «Дорремстрой» и где своей основной задачей считают ремонт и содержание в нормативном состоянии дорожной сети, а ливневки рассматривают лишь как побочный вид деятельности.

– Система водостоков в городе может эффективно работать только при наличии организованной службы эксплуатации, при своевременном выявлении необходимости тех или иных ремонтных работ и производства текущего ремонта сооружений. А мы лишь прочищаем решетки и каналы ливневой канализации по распоряжению Главы администрации города, – сказал руководитель Управления Игорь БЫЧКОВ. – Финансирования, выделяемого на содержание ливневой канализации, недостаточно для ее реанимации и решения существующих проблем.

Напомним, еще в 2015 году глава дорожного Комитета заявлял о том, что для реконструкции и восстановления системы ливневой канализации в Ульяновске требуется 2 млрд. рублей. Сейчас на текущее содержание и обслуживание магистральных сетей канализации в городе на 2017 год заложено 5,38 млн. рублей.

Заилены, забиты, отсутствуют
Вопрос состояния ливневок рассматривался на заседании профильного Комитета Ульяновской Городской Думы.

– На данный момент состояние дождевых канализационных сетей приближается к критической черте, – считает председатель Комитета по градостроительству, землепользованию, транспорту и дорожному хозяйству Дмитрий ПЛОХИХ. – Мы все, горожане, прекрасно знаем эти проблемные точки, которые затапливает из года в год и где уже образовались невысыхающие огромные лужи.

Имеются порядка 50 адресов, где необходимо проведение капитального ремонта либо вообще строительство новых ливневок. Дело в том, что некоторые сети канализации забиты уже настолько, что их бесполезно чистить, легче проложить новые. Например, коллекторы по улицам Октябрьской, Шолмова, Рябикова, Промышленная, Доватора и на Московском шоссе (общей протяженностью более 10 км), по данным специалистов «Дорремстроя», заилены на 50-70%.

Более того, в Ульяновске есть улицы, где и вовсе нет никакой ливневой канализации либо водостоки встречаются слишком редко и на большом расстоянии друг от друга, что не обеспечивает своевременное водоотведение.

Кроме этого, система ливневой канализации правого берега не имеет очистных сооружений, и сброс неочищенных поверхностных вод осуществляется сразу в водоемы города. А это недопустимо с точки зрения экологической безопасности! Напомним, в 2011 году был случай, когда в дело вмешалась прокуратура, после чего часть колодцев просто закатали под асфальт, чтобы в них не попадали стоки. В итоге, естественно, вся вода вместе с грязью потекла по дороге.

Существует и еще одна проблема: в систему ливневой попадают фекалии и прочие нечистоты из бытовой канализации. Зачастую строители не заморачиваются и делают выводы из МКД в ливневку. Директор МБУ «Дорремстрой» Владимир ЧУМУРКИН сообщил, что в 2016 году при осмотре состояния ливневок были выявлены 20 участков несанкционированной врезки в разных частях города: улицы Шигаева, Пушкарева, Урицкого, Ефремова, Промышленная, проспекты Нариманова, Ленинского Комсомола, Тюленева, Туполева… В общем, по всему городу есть места, где бытовая канализация выводится напрямую в ливневую, из-за чего стоки, минуя очистные сооружения, попадают в Волгу, в Свиягу, в ручьи, нанося урон экологии. Данные незаконные подключения к ливневой канализации являются экологическими нарушениями, но сообщений об их устранении или вынесении наказаний со стороны контролирующих органов пока не слышно.

Системный подход
На заседании Гордумы специалисты «Дорремстроя» сообщили, что для нормального обслуживания ливневок им необходимо порядка 24 специализированных машин, штат не менее 80 человек и финансирование в размере не менее 25 млн. рублей ежегодно. Вместе с тем для перехода от затыкания дыр к системной работе, возможно, потребуется создание отдельного специализированного предприятия для ремонта и содержания ливневой канализации, причем не только магистральной, но и внутриквартальной.

– Прежде чем говорить об увеличении финансирования и выделении подразделения, необходимо определиться с объемом работ, с тем, что конкретно и на какие цели нам требуется, – прокомментировал Дмитрий ПЛОХИХ. – Депутаты Гордумы уже рекомендовали администрации города провести инвентаризацию всех сетей ливневой канализации. То есть изначально надо хотя бы посчитать и посмотреть, что и где у нас есть в городе. Ведь сейчас зачастую даже не известно, где и какие сети пролегают, они не отмечены на картах. В этом году в Ульяновске ведутся масштабные работы по ремонту дорог и трубопроводов, делается много раскопок, и рабочие постоянно натыкаются на целые участки неизвестно кому принадлежащих сетей канализации.

Несмотря на то что, даже по предварительным оценкам, сумма затрат потребуется миллиардная (неподъемная для муниципального бюджета), эксперты считают, что инвентаризацию надо проводить обязательно. Без детального понимания ситуации невозможно будет перейти от аварийного обслуживания к планированию и развитию.

– Вполне возможно, даже вероятно, что получится огромная сумма. Но про дороги ведь тоже когда-то так говорили, мол, нам надо несколько миллиардов рублей на ремонт, нечего и думать, все равно никогда не потянем. Потянули! Подключился региональный бюджет, федеральная программа – дороги сейчас ремонтируются в таких объемах, что раньше и представить не могли, – сказал Дмитрий ПЛОХИХ. – Не исключаю, что после дорог появится федеральный проект по восстановлению ливневой канализации, так как это проблема не только нашего города, а всей страны. И везде, я думаю, понимают, что без отвода воды ремонт дорожного покрытия не столь эффективен, то есть это должно идти в одной связке. Поэтому мы должны быть готовы к такому развитию ситуации, у нас уже должны быть составлены планы и необходимая проектная документация для восстановления ливневой канализации в Ульяновске. Только после этого мы сможем говорить о выделении средств и поиске источников финансирования.

Илья Антонов