Со всех концов города в течение последних десяти дней раздаются жалобы на ржавую воду из крана. В управляющих компаниях разводят руками и предлагают направлять письменные запросы.

На прошлой неделе на ржавую воду жаловались в основном жители Засвияжья – в соцсетях массово выкладывали фотографии ванн, наполненных рыжей горячей водой, стаканы с «квасом» и т.д. Речь шла об улицах Камышинской, Шолмова и т.д. Шла такая вода и из кранов в других районах, хотя и в меньшей степени.

На этой неделе ржавую воду в трубах с ГВС обнаружили и жители Ленинского района города. Об этом, в частности, сообщали люди, чьи дома на улицах Кролюницкого, Бебеля, Карла Либкнехта, Федерации и т.д. Жители Засвияжья над теми, кто живет в центре города, подтрунивают – мол, подумаешь, у нас такая вода уже неделю; с Нижней Террасы пишут: «А у нас вообще всегда». Люди шутят, но уже готовы закипеть, представляя, какие счета за горячую воду будут им выставлены после бесконечных сливаний ржавчины.

– В управляющей компании нам сказали, что не знают, что делать с ржавой водой в трубах, – рассказал житель дома №14 по улице Карла Либкнехта. – Диспетчер объяснила, что вода такая у всех – в том числе и у нее, а виновато в этом, скорее всего, предприятие «Т Плюс», которое трубы поменяло, а воду через них в достаточном количестве не прогнало.

На вопрос о том, что же будут делать дальше с проблемой ржавой воды, в диспетчерских управляющих компаний зачастую разводят руками и предлагают направлять письменные обращения – сами диспетчеры не обладают достаточной компетенцией для решения вопроса. Ситуация же такова, что пока письмо дойдет, пока его рассмотрят, пока направят ответ – вода, скорее всего, придет в норму. Пусть и спустя неделю-две. Никто не будет наказан, кроме самих людей, которые заплатят сверх за горячую воду, и так чудовищно дорогую.

Если виновато действительно «Т Плюс» – а именно эта компания поставляет горячую воду и меняет трубы, – то закрадываются подозрения, не нарочно ли работа по прогонке воды была выполнена не до конца? Им вся эта ситуация выгодна: денег за потребленную воду будут платить больше, чем обычно.

Более того, в сентябре многие обратили внимание и на то, что в середине дня, или ранним утром, или поздним вечером – в общем, когда дом водой пользуется мало, – горячая вода начинает литься только после пятиминутного сливания холодной воды. Сколько ежедневно на это перерасходуется ГВС? Для тех, кому не включили отопление, еще хуже – потому что почти всегда либо ледяной, либо чуть теплый змеевик, а вместе с ним выстывает и вся ванная комната.

Особенно забавно все это выглядит на фоне приглашения на прошлой неделе на ТЭЦ митрополита Анастасия: он осмотрел тепловую станцию, провел рабочую встречу с руководящим составом «Т Плюс», передал главе ульяновского отделения компании Валентину Трубчанину икону Христа Спасителя. В общем, все, что сейчас происходит с горячей водой – это все с благословения, так сказать?

В Контакт-центре при главе города Ульяновска объясняют, что в случае некачественного предоставления услуг по горячей воде надо оставить заявку управляющей компании или Контакт-центру (телефон 05).

– Обязан выйти мастер, зафиксировать проблему, – поясняет представитель Контакт-центра Алексей Палибин. – Если он этого не делает, собственник может с помощью двух жителей-свидетелей либо старшего по дому сам зафиксировать предоставление некачественного водоснабжения. В Контакт-центре также помогут составить акт о ненадлежащем предоставлении услуги. Это поможет в дальнейшем защитить права собственника в судебном или претензионном порядке и впоследствии добиться перерасчета.

По его словам, составленный акт должен стать основанием для управляющей компании для перерасчета (при этом поставщиком-то является не УК, а «Т Плюс», которая и получает деньги за оказанную услугу – тут возникают вопросы к Контакт-центру). Если собственнику отказывают, он может идти в суд. При этом при составлении акта необходима фото- или видеофиксация, которая подтвердит, что вода действительно некачественная.

Все ли на это пойдут? Конечно, нет – и «навар» поставщиков от полученной оплаты за горячую воду в итоге будет больше, чем убытки от местами выполненного перерасчета. В таких случаях, кажется, было бы неплохо контролирующим органам – Роспотребнадзору, прокуратуре – подавать иски в защиту неопределенного круга лиц и добиваться перерасчета для всех, тем более что совершенно очевиден массовый характер проблемы. Только так можно будет избежать ржавой воды в следующий раз – потому что вряд ли тепловики пойдут на такие убытки снова.