Согласно данным Ульяновскстата, в прошлом году из ульяновских университетов выпустили всего 150 аспирантов, из которых диссертацию защитили лишь 16. Это антирекорд как минимум за последние 10 лет, а скорее всего – за гораздо больший срок.

«Симбирский курьер» в номере за 29 сентября писал об избрании новым главой РАН директора нижегородского Института прикладной физики Александра Семенова. Это человек прогрессивных взглядов с очень пессимистичным видением состояния современной российской науки, по его мнению, «близкого к катастрофическому».

Эти слова косвенно могут подтвердить и данные, опубликованные ульяновским территориальным органом Росстата буквально синхронно с избранием Сергеева: в 2016 году в Ульяновске в шести вузах числилось 664 человека; принято в аспирантуру 160 человек; выпущено – 150; кандидатские защитили 16 человек.

Каждая из этих цифр (за исключением количества вузов с аспирантами – ранее их было пять) – антирекорд за последние 10 лет. Если брать по численности аспирантов, то больше всего их было на рубеже 10-х годов: больше тысячи с 2008 по 2011 год. Затем их количество постепенно снижалось.

Прием в аспирантуру тоже значительно сократился: в 2010 году вузы приняли аж 425 аспирантов. Выпустили в 2012 году 287. По защите диссертаций наиболее урожайным оказался 2011 год – 73 человека получили ученые степени по итогам написания работы.

Именно последний показатель выглядит самым тревожным. Понятно, что количество аспирантов, возможно, было слишком большим, тем более что защищались из них в лучшем случае процентов 30, а обычно – меньше. Но 16 человек – это меньше, чем в самые плохие годы, на 10 человек (в 2013 и 2014 годах диссертации защитили по 26 человек). Это всего-то 10 процентов от общего количества выпустившихся. И это при постоянных заявлениях властей и федерального, и регионального уровня о необходимости технологического рывка, об обязательности развития науки. Чиновники говорят о том, что новая техническая революция произойдет в 30-е годы XXI века – видно, без нашего участия.

Статистика ульяновская схожа с общероссийской. В 2015 году выпустили с защитой диссертаций 4,6 тысячи аспирантов. В 2009 году – 10,7 тысячи аспирантов. Хуже было только в 1995 году, когда диссертации защитили 2,6 тысячи человек по всей стране.

Впрочем, такова политика Минобразования – Ольга Васильева выступает за резкое сокращение количества аспирантов – процентов на 80, чтобы это был не поток из 25 человек, а два-три человека на кафедре. То есть аспирантура – дело избранных. И, возможно, избранных не по знаниям и перспективности, а по родству, например.

За такое предложение весной Васильеву раскритиковали. Но тенденции уже таковы, что аспирантура стремительно «худеет». Заведующая отделом института статистических исследований и экономики НИИ ВШЭ Наталья Шматко в апреле рассказывала, что все показатели деятельности аспирантуры падают последние пять лет, причем в большей степени это касается гуманитарных и общественных наук. Хотя, судя по Ульяновску, и в математических и естественнонаучных областях диссертантов стало значительно меньше.

По словам Шматко, число аспирантов уменьшилось из-за реформы аспирантуры, которая стала предполагать обязательное посещение большого числа очных занятий. Как это делать взрослому уже человеку, не отвлекаясь от работы? Никак. Еще одна причина: снизилась потребность в защите кандидатской диссертации для приема на работу в определенных областях. Кроме того, с 2012 года серьезно ужесточились требования к диссертациям – появилось целое движение «диссергейт», которое развенчивает фальшивых кандидатов наук и докторов. Это, надо сказать, скорее плюс. На этой неделе, кстати, опять активно обсуждают возможность лишения докторской степени министра культуры Владимира Мединского.

Однако факт то, что Ульяновская область выпускает крайне малое количество аспирантов, которые, по-хорошему, должны двигать вперед высокотехнологичные предприятия – как тот же НИИАР. К слову, сокращается и финансирование научной деятельности – с 8 млрд рублей до 7,8 млрд рублей в 2016 году. А в целом количество исследователей в регионе сократилось с 2255 человек в 2015-м до 2108 в 2016 году.

Степан Горин