Дмитрий Минаев
Ульяновские чиновники стали чаще нарушать антимонопольное законодательство, нанося тем самым многомиллионный ущерб региональному и муниципальным бюджетам.

«Ты, Иванов, построй, а я у тебя потом куплю».
Тревожные цифры были озвучены руководителем Ульяновского УФАС России Геннадием Спирчаговым на пресс-конференции, посвященной итогам деятельности управления и судебной практики за январь-сентябрь 2017 года.

В целом за три квартала этого года Ульяновским УФАС было рассмотрено 182 заявления, выявлено 69 нарушений, 46 из которых были допущены органами власти (66,7 процента). Общая сумма наложенных штрафов составила 10,7 миллиона рублей. Однако штрафы ульяновских чиновников не пугают. Если в целом по стране количество нарушений со стороны органов государственной власти год от года уменьшается (на сегодня показатель таких нарушений в среднем ниже 50 процентов от их общего количества), то Ульяновская область, напротив, лишь ухудшает показатели.

– В первом полугодии, – рассказал Спирчагов, – доля нарушений со стороны чиновников составила 84 процента, это больше, чем в 2010-2011 годах, когда по всей стране нарушения составляли примерно 52 процента. И это на фоне публичных заявлений власти о необходимости соблюдать антимонопольное законодательство, подписания многочисленных соглашений, документов, дорожных карт, стандартов развития конкуренции. И эти нарушения в большинстве случаев – не от незнания законов, а вполне осознанные действия. Практически все нарушения допускаются региональными и местными органами власти, федеральные структуры очень четко исполняют законы.

Ранее уже были возбуждены дела о превышении полномочий сотрудниками министерства образования области и работниками администраций Сурского, Карсунского, Тереньгульского, Ульяновского и Николаевского районов. В этих районах по схожей незаконной схеме закупались здания для детских садов без проведения торгов. Стоимость каждого объекта, рассчитанного на 60 человек, превышала 41 миллион рублей. Формально муниципалитеты покупали готовые здания, при этом строили их в момент выделения финансирования на покупку. Причем возводили здания даже не организации, а физические лица.

– Принцип такой: «Ты, Иванов, построй, а я у тебя потом куплю». Схема в принципе незаконна, не говоря уже о том, что фактическая стоимость строительства таких зданий может быть значительно ниже, – подчеркнул Геннадий Спирчагов. – Самое странное, что, несмотря на уже возбужденные уголовные дела, некоторые районы области собираются вновь закупать здания по такой же схеме.

Приструнить тарифы
Свое выступление руководитель управления, однако, начал с того, что в сентябре этого года состоялось Расширенное заседание коллегии ФАС России, на котором глава ведомства Игорь Артемьев рассказал об антимонопольном регулировании в условиях цифровой экономики и озвучил несколько важных инициатив. Одна из них – заморозить рост тарифов естественных монополий, включая тарифы ЖКХ, на ближайшие пять лет.

– Ежегодный рост тарифов негативно сказывается как на экономике страны, так и на благосостоянии граждан. Это очевидно, однако ни в правительстве РФ, ни в Госдуме эта идея пока, правда, почему-то не находит поддержи, – отметил Геннадий Спирчагов. – Также Игорь Артемьев сообщил, что в настоящее время закладываются базовые основы тарифного регулирования в России, служба разрабатывает законопроект «Об основах государственного регулирования цен (тарифов) в Российской Федерации». Тарифная политика сейчас носит дискриминирующий характер. Одному хозсубъекту можно было установить одни тарифы, другому – более высокие. Мы считаем, что должна быть полная прозрачность и доступность информации, все должны понимать, как формируется тариф. Неправильно опираться только на принцип себестоимости, на фиктивный и непроверяемый принцип «тарифы от затрат», другие методы должны прийти ему на смену.

Сговорились
Одним из грубейших нарушений законодательства о контрактной системе, выявленных Управлением с начала года, Геннадий Спирчагов назвал закупку медицинских изделий через совместные торги на сумму 587 миллионов рублей, когда заказчики включили в перечень медицинских изделий 3527 позиций различной направленности и отличающихся по функциональным и техническим характеристикам. Также потребности в одних и тех же товарах у иных заказчиков отсутствовала в рамках оказываемой услуги, что означает невозможность осуществления закупки путем проведения совместного электронного аукциона. В региональном министерстве здравоохранения с претензиями УФАС не согласились, однако Арбитражный суд Ульяновской области поддержал позицию управления по этому вопросу.

Был доказан факт сговора на торгах. Четыре строительные компании поддерживали цены на аукционах с марта по апрель 2016 года. Нарушители совершали согласованные действия – три участника резко, неадекватно понижали цены, что вводило конкурентов в заблуждение и делало невыгодным делать ценовые предложения добросовестными участниками. После того, как все конкуренты уходили с торгов, еще один претендент, участвовавший в сговоре, делал последний шаг уже с адекватной стоимостью и выигрывал торги. Управление оштрафовало всех участников сговора. Арбитражный суд Ульяновской области признал законными штрафы Ульяновского УФАС России, снизив их до 50 процентов от минимальной суммы штрафа. В УФАС отметили, что это первый выигранный судебный спор о «сговоре» на торгах. Ранее выявленные подобные факты не проходили судебной апробации.

Интерес журналистов вызвала ситуация, сложившаяся в регионе в сфере услуг питания в учреждениях здравоохранения и образовательных организациях. Напомним. Общероссийский народный фронт (ОНФ) выявил признаки сговора в сфере питания в бюджетных учреждениях нашей области. Как пояснил Геннадий Спирчагов, в настоящее время собранные сведения анализируются. Исследуется вопрос наличия картеля в действиях участников рынка. О результатах этой проверки в Управлении пообещали сообщить позднее.