Владимир Кочкин, фото из архива Игоря Кондратьева
Игорь Кондратьев однажды совершил, казалось бы, немыслимый поступок. В то время, когда продолжается отток населения из сельской местности в город, он, наоборот, перебрался из Ульяновска в населенный пункт, который даже не является районным центром – в село Тагай.

Что привлекло туда творческого работника, который успел несколько лет отслужить актером в Ульяновском драматическом театре, руководил театральной студией в Ульяновском дворце детского творчества? Уж не грибы ли, которыми славятся окрестности Тагая?

СЛУЧАЙНОСТЕЙ НЕ БЫВАЕТ
– Игорь Сергеевич, насколько мне известно, в Ульяновске поля для вашей творческой деятельности вполне хватало…

– В общем-то, да… Я представитель первого набора на факультет культуры и искусства по специальности «актер театра и кино» вуза, который тогда именовался Ульяновским филиалом МГУ. Нас как бы набирали в мастерскую Олега Табакова. Правда, маэстро мы видели нечасто, однако руку после поступления он пожал и мне, и всем моим однокурсникам. Служил три года актером областного драмтеатра, преподавал во Дворце детского творчества: ставил спектакли в Доме офицеров – с детьми и со взрослыми.

– Что заставило деятеля культуры из областного центра перебраться в сельскую местность?

– Это могло бы показаться случайностью, если бы в мире вообще что-то происходило случайно. Все-таки, я думаю, что это судьба. Однажды решил присмотреть домик в деревне, чтобы снять его на лето и отдохнуть с семьей от городской суеты. Причем до этого я ни разу не был в Тагае. Сказано – сделано: арендовали дом, пожили, и так нам понравилось, что решили его купить. И только после этого я узнал, что именно в Тагае родился мой отец, что здесь жили мои дед и бабушка. Причем дед работал здесь заведующим клубом, а бабушка -библиотекарем. Можно ли назвать это случайностью? Когда я заявил о своем желании работать в местном Центре культуры и досуга, мне сказали, что вакансий нет. Но прошло всего полгода, как внезапно уволился художественный руководитель.

– И чем занимается художественный руководитель на селе?

– Ежемесячно здесь проводится порядка десяти культурных мероприятий. Нужно написать сценарий, найти исполнителей, костюмы, реквизит, срежиссировать, отрепетировать, в общем, провести полную подготовку мероприятия. Мне повезло, у нас творческий и дружный коллектив. И есть понимание общего дела, когда каждый прикладывает максимум усилий, чтобы помочь коллеге. Помогают администрация села и соседние школы.

ТЯГА К ТВОРЧЕСТВУ ЕСТЬ ВЕЗДЕ
– Тагай – относительно небольшой населенный пункт. А можно ли назвать большой народную тягу к культуре в сельской местности?

– Человека, независимо оттого, в городе он проживает или в сельской местности, к настоящей культуре надо приобщать. Если речь идет, например, о концерте классической музыки, то людей надо как-то стимулировать, чтобы они пришли. Хотя бы тем, что само мероприятие для них проводится бесплатно. Но бывают и развлекательно-увеселительные программы, которые местные жители посещают охотно. Лишний раз оторвать людей от телевизора – тоже большое дело.

– А сами-то селяне занимаются творческой деятельностью?

– Каждый сотрудник Центра культуры и досуга, кроме организации мероприятий, должен вести еще и несколько кружков, хотя это отдельно не оплачивается. И я не исключение. Проблема в том, что кружков и творческих студий у нас много, а людей, которые ими руководят, явно недостаточно. Я, например, веду театральную студию и фотокружок. Мы ставим полноценные спектакли, которые готовим к каким-либо сельским праздникам. Директива «сверху» требует, чтобы число таких праздников росло ежегодно. Так что на то, чтобы сделать что-то исключительно «для души», просто не остается времени. А когда делаешь постановку к Новому году или Дню Победы, тема обусловлена сутью события. Например, нашим творческим коллективом сделаны инсценировки по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» и по роману Фадеева «Молодая гвардия». Последняя постановка совпала по времени с началом трагических событий на Донбассе, когда новым героям пришлось снова противостоять фашизму. Так что тема снова стала актуальной.

– Публика есть?

– Когда в селе большие торжественные мероприятия, посвященные каким-либо датам, люди приходят и нередко заполняют весь наш зал, рассчитанный на триста мест. Но проблема в том, что далеко не у всех жителей Тагая есть работа в родном селе, люди выезжают на заработки, часть молодежи учится в городе, а значит, не все могут стать зрителями и участниками культурных событий. Мы активно работаем со школьниками – а их сейчас в Тагае около трехсот человек. За счет школьников зал всегда наполняется, но экономически активного взрослого населения, конечно, не хватает.

ПРОБЛЕМА – ОБЩАЯ ДЛЯ ВСЕХ
– Что является главной проблемой культуры на селе?

– Как и у всех, главные проблемы – финансовые. Если речь идет о значимом для села мероприятии, то содействие оказывают местная администрация и жители Тагая, которые имеют такую возможность – фермеры и другие предприниматели.

– То есть, получается, что планы вам пишет министерство культуры, а платят за это местный бюджет и местные жители?

– Получается, что так.

– Но ведь звучали громкие обещания, что культура у нас скоро перестанет финансироваться по остаточному принципу, что зарплата работников культуры должна достичь каких-то фантастических показателей.

– Честно скажу: зарплата растет, но довольно медленно, и до обещанных тридцати тысяч еще очень и очень далеко. Но работники культуры настолько любят свое дело, что нередко на различные мероприятия тратят часть своего невеликого жалования. Потому что бюджетного финансирования многих необходимых статей расхода в принципе не существует – например, на канцелярские товары, на призы победителям различных конкурсов и викторин и многое другое. Само здание находится на балансе у местной администрации, так что расходы на его содержание также не входят в строку расходов на культуру областного бюджета.

– А растет ли при этом культура на селе?

– Дело в том, что культурный уровень формируют не только учреждения, подобные нашему, но и телевидение и Интернет. А то, что люди, и особенно молодежь, могут почерпнуть там, часто является противоположностью того, что принято считать культурой. Но мы активно вовлекаем местных жителей в наши мероприятия. Ничто так не повышает уровень культуры, как участие в творческих проектах. Конечно, если у человека масса материальных и бытовых проблем, ему труднее выходить на сцену, нести искусство в массы и говорить о неких возвышенных материях. Но наша задача – всеми возможными способами поднять настроение людей, акцентировать их внимание на чем-то позитивном.

– И все-таки – чувствуются ли какие-то серьезные положительные сдвиги в отношении властей к культуре?

– Это, вероятно, сильнее чувствуется в больших городах, где культурные мероприятия у всех на виду, где к ним легче привлечь внимание прессы. А в сельской местности едва ли что-то принципиально изменилось за последние двадцать лет. Во всяком случае, учреждения культуры по разным причинам продолжают закрываться, а штатная численность сотрудников постепенно сокращается. Здания клубов стоят во многих селах, но значительная их часть пустует. Вот уже примерно полтора года, как перестал действовать клуб в селе Уржумское, а в Подлесном, что через дорогу от Тагая, вообще нет клуба. Так что нам приходится работать не только на свое село, но и на соседние. Сейчас система строится на конкурсной основе – нужно предлагать различные проекты, выигрывать гранты на их осуществление. В этом году, например, нам удалось таким образом получить сто тысяч рублей и частично обновить оборудование. Но несмотря на все трудности, занятия в наших кружках и студиях ведутся бесплатно. Если в городе на какие-то вещи родители имеют возможность скинуться, то у наших селян даже такой возможности, как правило, нет. Зато тяга к творчеству есть! Например, наш вокальный коллектив «Сударушка» не был создан кем-то «сверху», а самоорганизовался.

– А на гастроли ваши коллективы выезжают?

– Участвуем во многих мероприятиях районного масштаба, а за пределы Майнского района выехать удается крайне редко, поскольку для этого нужны деньги хотя бы на бензин. Сейчас в области проводится много творческих фестивалей, и мы бы рады в них принять участие. Но, увы, все упирается в финансы. Ездили, правда, в Барыш – на фестиваль «Зажги свою звезду» – вывозили наших юных вокалисток.

– Что все-таки нужно сделать со стороны министерства и местных властей, чтобы культура в Тагае процветала?

– Конечно, волшебной палочки у них нет, так что мгновенно добиться каких-то положительных изменений едва ли возможно. На самом деле, нужны как минимум три вещи: достойные условия для работы, чтобы привлечь квалифицированные кадры, возможность работникам культуры постоянно профессионально расти, а жителям села – показать свои таланты на различных площадках области и за ее пределами. Творчество, если оно не находит отклика в людских сердцах, может и зачахнуть.

– Недавно вы приняли участие в съемках сериала «Морские дьяволы». Что за роль? Как вообще удалось попасть на съемочную площадку?

– Совершенно случайно узнал, что ряд серий снимается в Ульяновске. Знакомые сообщи ли, что нужен исполнитель эпизодической роли командира отряда «Барракуда», аналогичного легендарной «Нерпе». У меня там всего несколько реплик, но режиссер предложил мне ехать со съемочной группой в Питер, где съемки будут продолжены. Я отказался, поскольку и здесь дел хватает.