День 23 октября 1956 года, когда был изготовлен первый станок модели 656, стал днем рождения Ульяновского завода тяжелых и уникальных станков. Эту дату называл Игнатий Константинович Юноша-Шанявский, первый руководитель СКБ-11. Нередко называют и 30 октября; возможно, это дата приемки изделия. В дополнение к прошлогоднему материалу (https://vk.com/brandergofer?w=wall-107791040_287/all) – публикации тех дней и еще несколько снимков, относящихся к истории завода. Много исторических заводских фотографий размещено в альбомах группы ok.ru/group/51942001737947 – «УЗТС», несколько из них включено в эту подборку.
«Ульяновская правда» 30 октября 1956 года опубликовала целую подборку статей, посвященных УЗТС и его первенцу. Вот выдержки из некоторых заметок.
***
«СТАНОВЛЕНИЕ ЗАВОДА.
Сейчас Ульяновский завод тяжелых станков пока сосредоточен в одном механо-сборочном корпусе. Здесь разместились три цеха: механо-сборочный, инструментальный и ремонтно-механический. Явление это, конечно, временное. Рядом с этим корпусом уже возвышается громада инструментального корпуса, в котором заканчиваются отделочные работы, и куда в ближайшее время переместятся инструментальщики и ремонтники. Воздвигается здание литейного корпуса…
Л.Рушкин, начальник механо-сборочного цеха».
***
«РАСТЕМ ВМЕСТЕ С ПРЕДПРИЯТИЕМ.
Ульяновский завод тяжелых станков недавно вступил в строй действующих. Но завод развивается, у него большое будущее. В следующем году предполагается сдать в эксплуатацию крупный литейный корпус, оснащенный новейшей техникой… В будущем также войдет в строй оснащенный по последнему слову техники кузнечный цех. Завод начнет выпускать разнообразные уникальные фрезерные станки…
Н.Носов, расточник».
***
«НОВЫЙ СТАНОК.
Ульяновский завод тяжелых и уникальных станков изготовил первый опытный образец вертикального бесконсольно-фрезерного станка модели 656. Новый станок значительно отличается от ранее выпускавшихся в нашей стране станков аналогичного назначения, и по своим технико-экономическим показателям стоит на уровне лучших образцов зарубежной техники. … Одновременно с высокой технической характеристикой в станке предусмотрено максимальное упрощение и удобство его обслуживания. … В настоящее время коллектив СКБ-11 уже приступил к подготовке конструкции станка к серийному выпуску на Ульяновском заводе тяжелых станков. Одновременно закончено проектирование ряда специализированных модификаций станков, которые предстоит освоить заводу в 1957-1958 годах.
Н.Анкудимов, ведущий конструктор станка».
***
«ТРУДНОСТИ СБОРКИ ПРЕОДОЛЕНЫ.
Месяца два с половиной назад в механо-сборочном цехе нашего завода была организована бригада слесарей-сборщиков, которой предстояло собрать первый образец вертикального бесконсольно-фрезерного станка модели 656. … Перед нами стояла трудная задача: дать жизнь станку, который является высшим достижением инженерной мысли и во многом отличается от выпускавшихся ранее станков. От сборщиков требовалась высокая квалификация, богатый опыт и мастерство. Но этого-то как раз у нас и не было. Для членов бригады предстоящее дело было совершенно незнакомым: до этого они работали на различных предприятиях обычными слесарями-ремонтниками. Да и бригада наша в первое время состояла всего из пяти человек. Но мы не растерялись. … Слесари Малешин, Устимов и другие учились читать сложные чертежи, знакомились с технологией сборки и, главное, – трудились самоотверженно, не считаясь со временем, не жалея сил. Люди были горды доверием заводского коллектива, поручившего нам собрать первый станок.
Так как завод только недавно вступил в строй действующих, то многого, предусмотренного технологией сборки, у нас не хватало. … Поэтому нам приходилось самим делать необходимые для сборки инструменты и приспособления. Детали для станка поступали не только из нашего механического цеха, но и от других заводов (из Ленинграда, Горького, Коломны). Часто эти детали не сопрягались. Поэтому мы их подгоняли сами. … Очень тормозила сборку неотработанная технология. В ней было много ошибок. В ходе сборки мы часто становились в тупик из-за этого. Конечно, работники СКБ-11 постоянно находились вместе с нами, оперативно вносили изменения в технологию, в чертежи. Но хотя сейчас мы заканчиваем сборку второго станка, и близится завершение сборки третьего, а технология все еще не отработана как следует…
Благодаря дружным усилиям сборщиков, рабочих и инженерно-технических работников, контролеров и технологов СКБ-11 все препятствия преодолены, трудности остались позади. 11 октября станок приняла заводская комиссия. Результаты испытаний удовлетворительные. А сейчас его принимает государственная комиссия. … Мы взяли социалистическое обязательство собрать до конца года еще несколько станков, в т.ч. три стана сверх плана. Приложим все силы, чтобы с честью сдержать взятое слово.
А.Раков, мастер сборочного цеха».
***
А через несколько лет, в книге «Волга впадает в Каспийское море» (М., Госполитиздат, 1960), в главе посвященной Ульяновску, Л.Лиходеев так описывал завод:
«Переехав по мосту Свиягу, можно попасть на УЗТС. … Этот завод в Ульяновске называют «Заводом между двух съездов». Он строился после ХХ съезда КПСС, а первая очередь его дала продукцию к ХХI съезду нашей партии. Что можно сказать об этой продукции? В строящемся литейном цехе можно будет отливать детали весом до 100 тонн. Из таких деталей и собираются станки УЗТС. Это станки для изготовления станков. Сорок вагонов нужно, чтобы перевезти один такой станок.
Но первое, что бросается в глаза в районе завода, это поселок на семь тысяч человек населения. Это асфальтный город с городскими огнями, с городским транспортом, с городским озеленением. В этом городе и живут рабочие УЗТС…».

1) Панорама строительства УЗТС. 1954 год. 2) Строительство механо-сборочного корпуса-2. 1954 год.
Из книги «История УЗТС и СКБ-11 в лицах», ч.1., кн.1 «Истоки» (И.К.Юноша-Шанявский «Очерки истории тяжелого машиностроения»), Ульяновск, 2011.

1) Вид на поселок УЗТС.
2) Субботник.
Источник: ok.ru/group/51942001737947 – «УЗТС», Марина Шутова.

Аллея к главной проходной УЗТС. Источник: ok.ru/group/53233331732682 – «Фотографии Советского Ульяновска», Олег Иванов.

Аллея к главной проходной УЗТС.
1) 1969 год. Из книги «История УЗТС и СКБ-11 в лицах», ч.1, кн.1 «Истоки» (И.К.Юноша-Шанявский «Очерки истории тяжелого машиностроения»), Ульяновск, 2011.
2) ok.ru/group/51942001737947 – «УЗТС», Юрий Золотов.

Панорама УЗТС до реконструкции 1970-х гг. (рисунок). Из книги «История УЗТС и СКБ-11 в лицах», ч.1, кн.1 «Истоки» (И.К.Юноша-Шанявский «Очерки истории тяжелого машиностроения»), Ульяновск, 2011.

Панорама УЗТС. Проект реконструкции 1970 года. Из книги «История УЗТС и СКБ-11 в лицах», ч.1, кн.1 «Истоки» (И.К.Юноша-Шанявский «Очерки истории тяжелого машиностроения»), Ульяновск, 2011.

1) Начало сборки станков модели 656. 1956 год.
2) 1-ый станок, собранный на УЗТС. Модель 656.
Из книги «История УЗТС и СКБ-11 в лицах», ч.1, кн.1 «Истоки» (И.К.Юноша-Шанявский «Очерки истории тяжелого машиностроения»), Ульяновск, 2011.

В сборочном цехе УЗТС. Из книги «Край Ильича за 50 советских лет», Приволжское книжное изд-во, 1967.

Из фотоальбома «Ульяновск», Приволжское книжное издательство, 1986, фото В.Гаспарянца.

Рекламное фото. Источник: ok.ru/group/51942001737947 – «УЗТС», Ирина Гаранина (Матвеева).