Прямо сейчас – нет! Но в перспективе пассажирские перевозки в городе должны осуществляться более комфортабельным и экологически чистым транспортом, чем устаревшие маршрутки.
«Газельки» действительно очень хорошо выручили жителей в переходный период, когда экономика перестраивалась на рыночные рельсы и прежние меры организации общественного транспорта перестали работать. Но сейчас, когда ситуация изменилась, появилось гораздо больше личного транспорта, на улицах стало тесно. И чем дальше, тем хуже: загазованность воздуха сильнее, автомобильные пробки длиннее. Необходимо что-то менять, и, как мы уже писали, администрация Ульяновска решила перенимать опыт Москвы. Со столичным НИИ был заключен контракт на разработку новой транспортной схемы. Передвижная лаборатория уже провела исследования дорожной сети, и к 23 декабря московские специалисты обещали представить предварительные результаты.
– Окончательно всю схему мы получим 1 июля 2018 года, – пояснил начальник Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации Игорь БЫЧКОВ.
По его словам, москвичам также была передана ранее (в 2006 году) разработанная, но так и не реализованная транспортная схема, которую они частично используют в работе. Конечно, ситуация за последние 10 лет кардинально изменилась, но принципиально мнение экспертов сохранилось, и в новом документе наверняка будут содержаться похожие предложения.
– Более чем уверен, что будет предложено сокращение маршруток по линиям движения городского транспорта, трамваев, троллейбусов, – прокомментировал депутат Ульяновской Городской Думы Дмитрий ПЛОХИХ. – Впрочем, это не означает, что сразу после получения новой схемы, 2 июля 2018 года, у нас начнется новая жизнь. Однако, получив этот документ, мы сможем рассчитать, что нам необходимо сделать и сколько это будет стоить, чтобы заложить в бюджет и провести оптимизацию пассажирских перевозок. То есть мы не говорим о немедленном отказе от маршруток, это будет процесс постепенный. Да и жители уже привыкли к комфорту передвижения: современные условия диктуют нам то, что сегодня уже нельзя возить пассажиров в устаревших и опасных «газельках» с прокуренным салоном, хамоватым водителем и тому подобное. Качество перевозок должно расти, и власти города активно работают в этом направлении, и это не только введение электронных проездных билетов, но и взаимодействие с перевозчиками, обновление подвижного состава.
В самом начале этого года, 16 января, Глава администрации Ульяновска Алексей ГАЕВ подписал со всеми перевозчиками города долгосрочное соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает повышение качества обслуживания пассажиров. По итогам девяти месяцев, которые подвели на заседании Комитета Гордумы 18 октября, сразу стало понятно, кто из предпринимателей имеет желание работать, а с кем придется расторгнуть договор. Основной показатель – это наличие собственных машин на маршруте. Ведь если автомобиль в аренде у владельца, нет мотивации следить за ним, и поэтому мы зачастую видим грязные, разбитые и неухоженные маршрутки, в которые не только противно, но и страшно садиться. Так, за девять месяцев процент собственных авто вырос с 10% почти до 17%. Немного, но в прежние годы этот показатель вообще равнялся нулю. Кроме того, закуплено 120 новых машин.
Также далеко не все перевозчики спешат исполнять обязательства по укрупнению своего транспорта, а это тоже одно из условий сохранения данного вида бизнеса в будущем. Правда, здесь есть оправдание для предпринимателей, так как то же самое соглашение предусматривает обязательства не поднимать плату за проезд.
– А мы с вами помним те времена, когда только появились маршрутки, и для сравнения: проезд на трамвае стоил 3 копейки, а на «рафике» (которые еще до «газелек» были) – 10 копеек, а где-то и 15. Сейчас же стоимость проезда на трамвае и маршрутке практически сравнялась, – сказал Дмитрий ПЛОХИХ.
Депутат от Комитета по градостроительству, землепользованию, транспорту и дорожному хозяйству рекомендовал администрации города без сожалений разрывать контракты с теми перевозчиками, которые не выполняют соглашение и не стремятся к повышению качества обслуживания.
Алексей Николаев