Федеральные СМИ сообщили, что в следующем году ожидается снижение цен на одежду, произведенную в России. Случится это благодаря обнулению таможенных пошлин на трикотажные полотна и вискозные волокна. Цены в итоге снизятся на 10 процентов. Правда, пока одежда только дорожает.

Минпромторг, на который ссылаются СМИ, утверждает, что изменения в таможенной политике позволят насытить внутренний рынок сырьем для производства легкой промышленности, что снизит цены и одновременно увеличит долю отечественной продукции. Речь идет о том, что Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) обнулила таможенную пошлину на ввоз трикотажных полотен ручного или машинного вязания. Нулевая пошлина вступает в силу со 2 января и продержится до конца 2019 года.

Благодаря этому себестоимость российской одежды снизится, а конкурентоспособность – повысится, уверены в Минпромторге. Дело в том, что 70 процентов необходимого для производства одежды сырья в Россию импортируется, и снижение пошлины действительно может привести к снижению цен.

Впрочем, вовсе не обязательно. Это скорее мера поддержки российского производителя, а вот захочет ли он снижать цены на свою продукцию – вопрос другой. Тем более что эксперты указывают и на другие факторы, которые могут повлиять на стоимость готовой продукции. В частности – валютный курс. Это самый важный внеотраслевой фактор, и тот факт, что сырье в большинстве своем для одежды импортное, может сыграть с ценами злую шутку – скакнет доллар, и стоимость российской одежды не снизится на 10 процентов, а повысится…

Кроме того, большую роль играют цены на горючее, электроэнергию. А они-то как раз растут постоянно (бензин за год вырос в цене на 6,3 процента, электроэнергия – на 4 процента).

Эксперты, опрошенные федеральными СМИ, вспоминают и другие примеры: например, были отменены пошлины на сырье для изготовления подгузников, а цены на них так и не поменялись. Производителям просто невыгодно снижать цены, даже если для этого есть все предпосылки.

Еще одна проблема: в России рынки наполнены текстильной продукцией из Индии, Китая, Турции, Бангладеш… И не факт, что продавцы иностранной одежды пойдут на снижение цен вслед за российским производителем.

Конечно, эта мера должна облегчить жизнь в том числе ульяновским фирмам. У нас, напомним, работает несколько крупных фабрик, в том числе «Элегант» – от него будем летом ждать снижения цен на школьную форму.

Пока же цены на одежду и белье в России стабильно растут: если в продуктовом сегменте Росстат неоднократно фиксировал дефляцию, то здесь этого и близко нет.

Так, по данным Ульяновскстата, одежда и белье в сентябре в годовом выражении (то есть относительно сентября прошлого года) подорожали на 5,4 процента. Некоторые виды одежды выросли в цене еще сильнее. Так, мужские рубашки за 12 месяцев выросли в цене сразу на 13 процентов, женские брюки – на 11 процентов.

Больше всего продавцы повышают цены на детскую одежду – и эта тенденция прослеживается не первый год. Здесь стеснения ни у кого нет – если на себя люди еще могут пожалеть денег и выберут подешевле, то для детей стараются все-таки покупать самое лучшее. А самое лучшее – одновременно и самое дорогое. Таким образом, детская одежда в целом выросла в цене на 6,3 процента, а одежда для школьников – на 6,7 процента.

Особо отметим: школьная форма растет в цене просто неприличными темпами. Джинсы и брюки – на 9,5 процента, платье-сарафан для девочек – на 9,3 процента, блузки для девочек – на 9,2 процента, юбки – на 7,1 процента. Спортивный костюм для школьников – на 13 процентов. Печально, особенно на фоне того, как активно лоббировали введение обязательной школьной формы в Ульяновске. Не для того ли, чтобы потом взвинтить цены?

Белье, удешевление которого СМИ также обещают, тоже ощутимо подорожало – почти на восемь процентов.

Аналогичные процессы происходят и с ценами на обувь, покупка которой для обычной семьи становится настоящей головной болью – качественные зимние ботинки съедают значительную долю семейного бюджета.

Сергей Гурьянов