Владимир Кочкин
7-12 НОЯБРЯ В ЛАГЕРЕ «ЮНОСТЬ» СОСТОИТСЯ ОБЛАСТНОЙ СЛЕТ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ «РАВНЫЙ РАВНОМУ». ОЖИДАЕТСЯ, ЧТО ОСНОВНОЙ ТЕМОЙ ДИСКУССИЙ СТАНЕТ ВОПРОС, КТО ТАКОЙ НАСТОЯЩИЙ ВОЛОНТЕР. ВПРОЧЕМ, У РУКОВОДИТЕЛЯ ДВИЖЕНИЯ ТАТЬЯНЫ ДИКАРЕВОЙ ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС УЖЕ ЕСТЬ: ЭТО ТОТ, КТО ДЕЙСТВУЕТ ПО ЗОВУ СЕРДЦА, ВЕЛЕНИЮ СОВЕСТИ, А НЕ В УГОДУ МОДЕ ИЛИ «ТРЕНДУ», КАК ЭТО СЕЙЧАС ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ…

СНАЧАЛА БЫЛИ ЛИШЬ ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ…
– Татьяна, что именно толкнуло вас на организацию волонтерского движения в Ульяновске?

– В 1999 году в Ульяновске произошла вспышка подростковой наркомании, резко возросло число детей, погибших от этого зла, и меня, как молодую маму, это очень встревожило. Я и сейчас считаю, что материнство – это моя главная роль в жизни. И тогда трагедии, которые следовали буквально одна за другой, всколыхнули весь город. Буквально в течение суток тогда погибли два восьмиклассника, впервые попробовав наркотики. Создание нашего движения было связано еще и со вспышкой ВИЧ-инфекции в нашем регионе. И важно было найти методику – как в семье воспитывать детей, чтобы к подростковому возрасту у них даже мысли не возникло о наркотиках, чтобы у них выработался иммунитет от этой смертельно опасной глупости. Вскоре пришло понимание, что к этой работе необходимо привлекать и молодежь. Но никто не знал, с какой стороны подойти к решению проблемы – ни родители, ни педагоги, ни врачи. Не было специалистов, не было опыта работы по профилактике наркомании, все были буквально в панике, а меры необходимо было принимать срочно. И тогда единственным ресурсом стали сами ребята, заинтересованные в том, чтобы сохранить жизнь и здоровье не только себе, но и своим сверстникам.

– Но такое крупное объединение, вероятно, возникло не сразу?

– Сначала была небольшая группа, которая занималась на базе Центра «Семья». Затем при поддержке отдела образования Засвияжского района я организовала методическое объединение психологов и других специалистов, которым была небезразлична тема здоровья подрастающего поколения. Постепенно коллеги также начали привлекать молодежь к этой работе.

– Но как заставить ребенка прислушаться? Как убедить его в ценности собственной жизни?

– Для нас главное – первичная профилактика наркомании, и ориентируемся мы на ребят, которые не пошли по опасному пути, которые еще стоят перед выбором. Надо вовремя дать возможность подросткам задуматься, увидеть суть проблемы, принять верное решение.

ПУГАТЬ БЕССМЫСЛЕННО
– Тут возможны два пути: предложить альтернативу или напугать возможными последствиями. Какой из них для вас более приемлем?

– На самом деле профилактических стратегий гораздо больше. Конечно, альтернативой пагубному пути могут стать любые полезные и интересные занятия. Но родителям не стоит полагаться лишь на то, что ребенок, который занят в спортивных секциях или творческих студиях, гарантирован от того, чтобы попасть в плохую компанию. Более того, если педагог не ведет активной антинаркотической работы, не стоит твердо на позициях здорового образа жизни, есть риск, что кружок или секция станет рассадником вредных привычек. Другое дело, когда сбережение здоровья является стержневым направлением работы детского объединения, когда формируются не только какие-то знания или навыки, но и прививаются необходимые убеждения. Например, как у нас в движении «Равный равному». Что касается напугать, то этот подход давно изжил себя. Психика человека устроена так, что любые страшилки быстро забываются, память предпочитает сохранять и держать на поверхности только позитивные моменты. Человеку, который зациклен на негативе, было бы труднее пережить все горести и трагедии, с которыми ему приходится сталкиваться. Это защитная реакция нашей психики. Мы, конечно, говорим о пагубных последствиях употребления наркотиков, но стараемся не придавать этому какой-то яркой эмоциональной окраски. К наркотическим веществам относятся и табак, и алкоголь, так что мы ратуем за полный отказ и от них. Лично я привержена поведенческому подходу. Люди часто поступают так или иначе, не задумываясь о сути и смысле того, что они делают. Они просто следуют образцам, моделям поведения, которые они наблюдают со стороны. Черпаются они не только из реальной жизни, но и из кино, телевидения, Интернета, чьих-то рассказов и так далее. И главный секрет успеха работы волонтера состоит не в том, что он что-то кому-то скажет, а в его личной системе ценностей, его поведении, его образе жизни. Само пребывание такого волонтера в среде сверстников, даже если он никого ни за что не агитирует – это уже серьезное средство профилактики.

– Но почему проблемы, решением которых вы занимаетесь, возникли и широко распространились именно в последнем десятилетии прошлого века?

– У всех проблем молодежи, в том числе и тех, что связаны со здоровьем, – единые корни. И растут они из атмосферы безнравственности, которая, к сожалению, продолжает царить в нашем обществе. Такие ценности, как семья, дружба, готовность прийти на помощь, сплоченность, патриотизм, сейчас далеко не всем кажутся очевидными. Так что давать ценностные ориентиры тоже необходимо. Проблемы, над профилактикой которых мы работаем, я бы назвала социальными заболеваниями. И среди них – не только наркомания, пьянство и табакокурение, но и вопросы репродуктивного здоровья, профилактика ранних и беспорядочных половых связей.

– Движения, подобные вашему, есть в других регионах России?

– Движению «Равный равному» скоро исполнится тринадцать лет, но за пределами нашей области подобных организаций немного. Что-то подобное есть в Ростове-на-Дону, но там было создано объединение взрослых «Молодые медики Дона», сеть подобных объединений есть в Татарстане. Сейчас мы работаем над несколькими интересными проектами, но главное для нас – развитие самой сети волонтерских центров и объединений. Мы строим работу на лидерстве взрослого человека. Это может быть педагог, библиотекарь, спортсмен или человек любой другой профессии. Его задача – объединить, задать вектор движения, а потом уйти на второй план, открывая путь инициативе самих ребят. Недавно с нашими тренерами мы готовили слет в лагере «Юность», где соберется сто пятьдесят волонтеров. И название этому слету придумали сами ребята – «Волонтер вне времени и пространства». Ни одному взрослому не могло в голову прийти такое. Все-таки дети совершенно иначе ощущают этот мир, по-своему переживают происходящие в мире события.

ВОЛОНТЕРСТВО БЫЛО, ЕСТЬ И БУДЕТ
– Сейчас в условиях рыночной экономики как-то не принято делать что-либо бесплатно. Да и телевизионная реклама то и дело призывает брать от жизни все. Как в таких условиях, когда кругом сплошной капитализм, удается подвигнуть детей на волонтерство?

– Волонтерство всегда было, есть и будет. У людей даже выявлен ген альтруизма! Есть вполне научные данные, что примерно пять процентов населения Земли по своей природе склонны к бескорыстным поступкам, и эта цифра остается неизменной на протяжение многих веков. И, кстати, вспышки добровольчества происходят в двух случаях. Первый – когда наблюдается избыток ресурсов, благополучие в обществе, высокий уровень благосостояния. Люди, у которых все есть, начинают видеть смысл существования в помощи другим, жертвуя на это и средства, и силы, и время. В США и Японии, по данным опросов, волонтерами готовы стать от шестидесяти до семидесяти процентов населения. Второй – в противоположной ситуации: в условиях войны, голода, разрухи, когда общество мобилизуется на преодоление кризиса. Но даже в обычной ситуации, когда нет ни процветания, ни бедствий, – те пять процентов все же есть. Они есть всегда.

– А у нас сейчас какая ситуация?

– Она куда более тревожная, чем может показаться. Достаточно знать, что ежегодно в России 900 тысяч человек умирают по причинам, связанным с алкоголем. В это число входят и отравления, и несчастные случаи, и ДТП, и болезни, и убийства. У нас 70 процентов убийств совершается под воздействием алкоголя. А если приплюсовать потери от курения табака, употребления наркотиков и жертв СПИДа?! Россия до сих пор входит в тройку стран с самыми высокими темпами распространения ВИЧ-инфекции. Не на всякой войне гибнет столько людей. Так что у нас, скорее, второй случай.

– Но у внешне бескорыстных поступков могут быть и корыстные мотивы: кто-то ищет точку опоры для карьеры, для кого-то это способ оказаться в центре внимания…

– В России волонтерство поддерживается на уровне государства, и на фоне этого наблюдается бум добровольчества. Да, мотивы бывают разными, и одним из основных является желание найти себе друзей, единомышленников, поддержку, а может быть, и защиту. Все это для подростков очень важно. Для меня как руководителя организации, конечно, не все равно, какие у ребят мотивы, но значительно важнее то, что они вообще пришли, что начали заниматься полезным делом и приобретают бесценный опыт. Кстати, те, кто просто надевает на себя футболку с нашей символикой и более ничего не делает, надолго и не задерживается.

ДОСЬЕ
Татьяна Александровна Дикарева родилась и выросла в Ульяновске, окончила УлГПУ, получила специальности «психолог-консультант» и «учитель биологии». Работала на телефоне доверия в детской областной больнице. В 2004 году возглавила только что созданное региональное молодежное движение «Равный равному». С 2007 года -председатель общественной организации «Здоровое поколение», руководитель областной сети центров этого объединения, в которую входит около пятидесяти волонтерских групп.