Ян Гуров
В октябре ООО «Завод Трехсосенский», главная пивоварня Ульяновской области, неожиданно стало самарским предприятием – юридическое лицо перерегистрировали на адрес в соседнем регионе. Первоначальные опасения о том, что вместе с юрлицом из области уйдут миллиарды пивных акцизов, не подтвердились, но сама по себе ситуация неприятная.

«Трехсосенский», который принадлежит скандальному депутату Законодательного Собрания Михаилу Родионову, одновременно должник региона и его «кормилец».

Завод не уплатил региону налогов и пеней за них на 4 млрд рублей, дело расследуется до сих пор и, судя по всему, увязло где-то в недрах правоохранительной системы – началось еще весной 2015 года, а заканчиваться пока не собирается. Родионов по-прежнему депутат, «Трехсосенский» по-прежнему не выплатил долг, дело до сих пор не завершено.

В то же время пивоваренный завод является самым крупным налогоплательщиком области – в прошлом году «Трехсосенский» заплатил региону 5 млрд рублей акцизов на пиво. То есть Ульяновская область, с одной стороны, должна вроде бы и прижать предприятие к стенке, заставить заплатить долги, а с другой стороны, должна расшаркиваться перед пивоварами за то, что они пополняют своими пивными акцизами бюджетный стакан региона. Власти выбрали второй вариант – поэтому на открытии новой производственной линии завода-должника в этом году собрались все руководители области с торжественными речами.

В октябре стало известно, что «Трехсосенский» сменил юридический адрес: теперь в ЕГРЮЛ он числится как «житель» Красноглинского района Самары. Первая реакция общественности – выходит, и акцизы вместе с заводом «ушли» соседям? Оказалось, нет.

По сути, перерегистрация ни на что не повлияла. С учетом, что это реальный завод, базирующийся в Димитровграде и Ульяновске, в регионе остаются доходы и от акцизов, и от НДФЛ. Единственный налог, который перекочует в Самарскую область, – налог на прибыль. Для бюджета не критично, хотя и неприятно. В общем, ясно, что это некий «финт», но что именно за «финт» – достоверно неизвестно.

Перерегистрация завода однако показала опасность ситуации, в которой оказался бюджет области. Если раньше главным источником доходов бюджета являлись НДФЛ, которые напрямую зависят от количества рабочих мест в регионе и зарплаты сотрудников предприятий, то теперь бюджет стал акцизозависимым – и более того: алкоголезависимым. В прошлом году акцизы принесли 12 млрд рублей. Из них 5 млрд заплатил «Трехсосенский», на втором месте в списке налогоплательщиков – «Пивоварня Москва-Эфес». В семерке лидеров также спиртзавод «Юпитер», который платил бы больше, но значительную часть акцизов от крепких напитков направляет не в регион, а в федеральный бюджет. Другие крупные налогоплательщики уже не выглядят крупными: «УАЗ» заплатил в 2016 году налоги на 791 млн рублей, «Авиастар» – 500 млн рублей.

В следующем году власти ожидают поступления в бюджет акцизов на алкогольную продукцию на 11 миллиардов. Из них 9,5 миллиарда – акцизы на пиво, 70 процентов этой суммы принесет завод «Трехсосенский». В целом в 2018 году 32,7 процента доходов бюджета должны поступить именно от акцизов.

В других регионах чаще всего именно НДФЛ – главный источник доходов. Так, в Подмосковье на налог на доходы физических лиц приходится 40 процентов всех бюджетных поступлений. У нас в будущем году НДФЛ принесут 28 процентов дохода.

В таких условиях «Трехсосенский», каким бы скандальным он ни был, остается предприятием фактически неприкосновенным. Случится что-то с ним – и кошелек региона разом похудеет на 7 миллиардов. Видимо, именно поэтому так долго не могут взять у завода долг. И, возможно, руководство «Трехсосенского» решило лишний раз напомнить о своей незаменимости, перерегистрировавшись в Самаре.