Ульяновская область вновь поставлена перед проблемой скотомогильников. Впрочем, она, похоже, никуда и не уходила.

ЗРЯ РАДОВАЛИСЬ
Регион был озабочен этим вопросом всегда и возвращался к нему по мере обострения ситуации. Пришло, однако, время, когда на проблему обратили внимание органы суда и прокуратуры, замалчивать ее стало невозможно. В результате 31 октября 2012 года состоялось областное совещание, на котором обсуждались вопросы исполнения судебных решений по постановке в Реестр объектов госсобственности региона бесхозных скотомогильников.

Исполнение виделось трудным. Дело в том, что в годы СССР ни районы, ни область скотомогильников не строили. Этим занимались колхозы и совхозы, которые строили могильники для своих потребностей. Потом наступили всем известные времена, когда сельхозпредприятия в прежнем их виде приказали долго жить. В условиях перестроечной сумятицы скотомогильники на баланс муниципальных образований не передали, и они остались бесхозными.

Ко времени, как о них вспомнили, многие уже перестали существовать. Отыскивать другие становилось все труднее. В конце концов прозвучала фраза: «У Ульяновской области необходимости в указанных скотомогильниках нет и постановка их на учет в Реестр объектов госсобственности является нецелесообразной». Словно решить проблему можно волеизъявлением того или иного чиновника. Но что сделано, то сделано.

В июле 2013 года распоряжением областного правительства был утвержден Порядок ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области.

Наступила эра благодушия. Казалось, что многолетним спорам по могильникам пришел конец, а проверки, акты, суды по ним остались позади. А что? Деятельность в области животноводства на территории региона осуществляют 104 крестьянско-фермерских хозяйства, 77 юридических лиц, 59 индивидуальных предпринимателей. Общее поголовье крупного рогатого скота составляет 104146, свиней 80343, овец – 9342, птицы – 1 109328 голов. Для утилизации отходов животноводства создано 70 скотомогильников общей площадью 42,2 тысячи квадратных метров, из них 35 – сибиреязвенных. Что еще требуется? Как показала недавняя прокурорская проверка – многое.

ЗАКОН ЧТО ДЫШЛО…
Начнем с того, что полномочия по госнадзору в обсуждаемой нами сфере возложены на Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области. Но, к прискорбию, оказалось, что он сам живет и действует «поперек закона». Как сказано в материалах проверки, «Управлением. полномочия реализовывались ненадлежащим образом».

Переходим к конкретным примерам. Должностными лицами управления был неправомерно освобожден от административной ответственности целый ряд фирм, которые откровенно плевали на ветеринарно-санитарные правила при организации производства.

В управлении фактически пустили на самотек контроль над своевременной уплатой штрафов, налагаемых на руководителей коммерческих структур за нарушения законодательства в сфере животноводства.

Более того, прокуратура установила факты уклонения представителей ведомства от реализации надзорных мероприятий. Может быть, в них не было нужды? Напротив, в материалах проверки прямо сказано, что «вскрыты многочисленные нарушения законности в деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих животноводческую деятельность».

Извольте видеть. При проведении проверки одного из хозяйств Сурского района инспектор Госветнадзора установил, что предприятие попросту игнорирует ветсанправила при организации производства. Но дело об административном правонарушении возбуждать не стал. Аналогичным образом были освобождены от административной ответственности и несколько других фермеров.

Тем временем прокуратура Чердаклинского района вскрыла нарушения ветеринарного законодательства в деятельности ООО «Мегаферма «Октябрьский». На территории предприятия не был огражден глухим забором скотомогильник, что открывало свободный доступ, отсутствовали подъездные пути к нему.

Аналогичные нарушения выявлены в деятельности СПК «Большевик» Барышского района, эксплуатирующего скотомогильник в селе Головцево.

В Новоспасском районе выявлена не отвечающая санитарным нормам и правилам биометрическая яма, образованная в результате деятельности местного ЗАО «Крупянщик – Агро». Территория ямы глухим забором огорожена не была, ворота на въезде и навес не устанавливались.

В одном из ведущих сельхозпредприятий региона – СПК имени Крупской Мелекесского района – не принимались меры к своевременной утилизации мертвых животных. Более того, допускалось складирование умерших животных в необустроенных местах до момента их разложения. Меры со стороны прокуратуры себя ждать не заставили: представление, административное дело, штраф.

Далеко пошли в Чердаклин-ском районе. Здесь администрация не стала утруждать себя разработкой правовых актов в сфере организации и обеспечения доставки биологических отходов для переработки и захоронения. Договоры на вывоз и утилизацию биоотходов со специализированными организациями не заключались.

В селе Ундоры Ульяновского района и вовсе вскрыт неучтенный сибиреязвенный скотомогильник, законсервированный саркофагом, без установленной санитарно-защитной зоны. В судебные органы направлено заявление о необходимости постановки могильника на учет. И с обязательством для администрации Чердаклинского района разработать проект санитарнозащитной зоны.

Органы местного самоуправления, похоже, настолько уверились в своей безнаказанности, что самовольное захоронение биоотходов (кости, черепа крупнорогатого скота) обнаружено даже вблизи центрального рынка в Ульяновске. Потребовалось, опять же, вмешательство прокуратуры, чтобы этот, с позволения сказать, скотомогильник был ликвидирован.

А в Заволжском районе областного центра выявлен земельный участок, который используется под кладбище для домашних животных. Благое, конечно, дело хоронить домашних любимцев «по-человечески». Но есть закон, который надо соблюдать.

ПТИЧЕК ЖАЛКО
Тема отдельного разговора – нарушения законодательства в работе хозяйствующих субъектов, которые занимаются содержанием животных в зоопарках и на базах отдыха. Сказанное в полной мере относится к зоопарку «Царство зверей» в Железнодорожном районе Ульяновска. Хорошо, что здесь хранилась продукция для животных, плохо, что на нее не оказалось сопроводительных документов, которые подтверждают прохождение государственной ветеринарносанитарной экспертизы.

Фирма «Гостиница «Авиастар» содержит в Чердаклинском районе фазанов, индюшек, цесарок. Но нарушает требования Санэпиднадзора.

В Симбирском центре спасения животных работают отменные специалисты. У них на руках зоопарк диких животных и птиц: волки, дикобразы, еноты, осоеды, ястреб-перепелятник, павлины. А вот санитарно-ветеринарных документов, которые подтверждают отсутствие у животных и птиц эпидемиологических заболеваний, в наличии почему-то не оказалось.

Во всех трех случаях прокурорами внесены представления. Это документы для обязательного исполнения с указанием конкретных сроков устранения выявленных нарушений. По «Царству зверей» и гостинице «Авиастар», помимо того, возбуждены административные дела, в рамках которых виновным придется платить штраф. И только одно радует: нарушения устранены. Вот только надолго ли?