Андрей Семенов
Как и предположил «СК» в одном из прошлых номеров, российские миллиардеры в страхе перед публикацией в конце января 2018 года доклада американского правительства о неправедно нажитых богатствах в России и последующей конфискацией этих богатств, пытаются хотя бы что-нибудь выяснить в ведомствах США и спастись.

Издание «The Bell» опубликовало в конце октября большой материал на эту тему, напомнив, что доклад конгрессу правительство Штатов готовит в рамках Закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций», поставившего в один ряд Иран, Россию и Северную Корею. Закон отводит на подготовку доклада 180 дней. Президент США Дональд Трамп подписал его 2 августа, из чего следует, что 180 дней истекают к началу февраля 2018 года. Кроме особо приближенных к руководству России лиц, в зоне риска оказались и те олигархи, которые в «круг близких друзей» не входят. И таких много.

«Мы поговорили с десятком участников списка «Forbes», – пишет «The Bell». – Почти все они в курсе этого положения закона и признаются, что крайне озабочены тем, как не оказаться в готовящемся списке. Чтобы навести справки о том, что происходит, приходится летать в Вашингтон, рассказал один из собеседников «The Bell». Но пока никаких разъяснений от американских властей не получено. «Непонятно ничего: ни кто работает над этими санкциями, ни кто составляет санкционный список, ни какие в нем будут критерии, ни источники информации, которые лягут в основу», – перечисляет собеседник «The Bell». Выяснить это, по его словам, не могут даже местные [американские] лоббисты».

Никаких фамилий в законе нет, но они обсуждаются, говорит издание. Среди кандидатов на попадание в черный список фигурирует, в частности, зять дочери Бориса Ельцина Татьяны – Олег Дерипаска, которого конгресс США подозревает в связях с бывшим главой избирательного штаба Трампа Полом Манафортом. В зоне риска, по мнению «The Bell», может быть «Альфа-групп» и ее акционеры во главе с Михаилом Фридманом. «Альфа» упоминается в досье бывшего сотрудника британской разведки Кристофера Стила, которое было опубликовано в прошлом году… В нем говорится, что «Альфа» якобы… содействовала вмешательству в американские выборы. Группа в настоящее время судится, пытаясь опровергнуть эти сведения. Стоит отметить, что представители многих олигархов, таких, как Алишер Усманов, Роман Абрамович, тот же Дерипаска, отказались давать «The Bell» какие-либо комментарии.

В американской санкционной системе, кроме просто санкций, есть еще и так называемые вторичные санкции, которые наблюдатели считают даже более опасными. «В случае вторичных санкций, – пишет «The Bell», – власти США жестко следят за их соблюдением по всему миру и нарушителям грозят большие штрафы». Если учесть, что основная доля активов у российских богачей находится в основном все-таки не в Америке, а в Европе, можно понять их волнение, когда введенные конгрессом США санкции получат распространение и на европейский континент.

В соответствии с законом о противодействии противникам Америки правительство Штатов должно к февралю:

« – Определить круг высших должностных лиц, задействованных во внешней политике, и олигархов, приближенных к российской власти;

– установить, в каких отношениях они находятся с… представителями российской правящей элиты;

– выяснить, есть ли в действиях этих лиц признаки коррупции;

– оценить размер состояний и источники доходов этих лиц и членов их семей – жен, детей, родителей, братьев и сестер (включая активы, инвестиции, любые другие бизнес-интересы и значимые доли в любых компаниях);

– определить, есть ли у них бизнес-связи и активы за пределами России);

– оценить потенциальный эффект введения санкций против «олигархов», государственных и полугосударственных компаний на них самих, на экономику России, США и их союзников;

– наконец, в законе есть поручение оценить возможный эффект введения против российских «олигархов» вторичных санкций. И это очень серьезная мера. Под вторичными санкциями подразумеваются ограничения, которые распространяются за пределы США – на третьи страны (если вы попадете в такой черный список, вы не сможете, к примеру, найти финансирование не только в американских, но и в европейских банках)».

Самое же неприятное то, что неизвестно, кто в итоге попадет под эту гребенку, а значит, непонятно, и что делать сейчас. Правда, «The Bell» отмечает, что российские «денежные мешки» уже пытаются улизнуть – в частности, посредством развода. Так расстался и со своей второй женой Роман Абрамович. И хотя он сделал это до появления американского закона, не исключено все же, что был предупрежден о его разработке, после чего и затеял этот развод. С записыванием, понятное дело, части состояния на экс-супругу. Перевел часть активов на жену и Дерипаска, но неясно, развелся ли и он тоже. Холостяк Михаил Прохоров решил свое добро монетизировать и уже не первый месяц занят его распродажей. К этому перечню можно добавить и пертурбацию российского губернаторского корпуса. Конкретно: неожиданные отставки региональных тяжеловесов, которые тоже могут быть связаны с подготовкой к появлению доклада американских властей. Это, к примеру, уход самарского главы Николая Меркушкина, прибравшего, по информации СМИ, пол-Мордовии, где он губернаторствовал до Самары. Или Валерия Шанцева, просидевшего последние лет десять в Нижнем Новгороде, но ставшего миллиардером, вероятно, еще будучи замом Юрия Лужкова в Москве. Причем после отставок они не заняли никаких новых должностей, уйдя в никуда, то есть в тень. Да и вообще в этот санкционный список можно загреметь, как говорят, по одному только факту получения крупного госзаказа, так что претендентам несть числа, и все они в полупаническом состоянии ждут конца января, не зная, как себя вести: сидеть тихо в надежде, что не заметят, или бежать в Вашингтон, упасть в ноги конгрессменам и чистосердечно рассказать им всю правду. И о своих миллиардах, и о нравах российской власти, ну и о всем прочем, о чем еще спросят. Вот чудеса-то: думал ли когда народ России, что расследованием его ограбления займется конгресс США? Вряд ли.