Степан Горин
Управление Федеральной антимонопольной службы и министерство развития и конкуренции Ульяновской области подвели промежуточные итоги работы по соглашению между ФАС и региональным правительством о развитии конкуренции. Контрольное ведомство и чиновники считают, что изменения в лучшую сторону благодаря этому соглашению есть, хотя работы еще много.

Внимание – к 223-му ФЗ
Соглашение между ФАС и правительством Ульяновской области, хотя и было официально подписано губернатором Сергеем Морозовым и главой антимонопольной службы РФ Игорем Артемьевым в марте, работает уже почти год. Глава регионального Управления ФАС Геннадий Спирчагов отметил, что к этому соглашению был разработан большой план мероприятий, который в течение года исполнялся.

– Считаю, что главная задача этого соглашения выполнена: привлечено внимание ответственных структур и чиновников к проблематике соблюдения законодательства о конкуренции, – считает Спирчагов.

Он отметил, что в течение года было проведено много семинаров с должностными лицами и предпринимателями, велась разъяснительная и просветительская работа, и это дало результат – чиновникам объяснили, что такое конкуренция, рассказали о ее проблемах и о нарушениях, которые мешают развитию экономики.

Директор департамента госзакупок при министерстве развития и конкуренции Инга Погорелова отметила, что соглашение направлено в том числе на работу по 223-му ФЗ – одному из двух основных законов о госзакупках, который, в отличие от 44-го ФЗ, подразумевает обязательное привлечение малого и среднего бизнеса к тендерам. На работу по 223-му ФЗ в 2017 году выделено 6 млрд рублей.

– Это существенная сумма, которая является, по сути, инвестициями в экономику, – отметила Погорелова. – Заказы по 223-му Закону – это рабочие места для малого предпринимательства.

Соглашение между Фас и правительством – бессрочное. Причем к Ульяновской области в этом смысле внимание приковано особое: по всей стране подписано более 50 аналогичных соглашений, однако только в нашем регионе в рабочую группу входят губернатор и глава ФАС Артемьев вместе с двумя замами. Кроме того, по мероприятиям соглашения решено предусмотреть дисциплинарную и материальную ответственность для тех, кто неоднократно нарушал требования 44-го ФЗ.

Как отметила Погорелова, в рамках соглашения проводится работа и по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Она предусматривает возможность закупок из одного источника без выставления на торги – речь при этом может идти об очень ограниченном бюджете. Ульяновская область взяла на себя добровольное обязательство сократить количество таких неконкурентных процедур с допустимых 5 процентов до 2,5 процента от общего объема торгов.

Нарушений меньше, штрафы – больше
Так совпало, что именно в этом году стало известно о возбуждении крупных дел по серьезнейшим нарушениям контрактного законодательства: рассмотрено сразу несколько случаев, когда крупные контракты заключались вообще без проведения торгов, в обход 44-го и 223-го ФЗ. Речь идет, в частности, о контрактах по строительству детских садов и распределении средств Фонда модернизации ЖКК. Однако Спирчагов подчеркивает, что нарушения эти были выявлены еще до подписания соглашения, в 2016 году.

– В этом году по-настоящему серьезное нарушение можно вспомнить, пожалуй, только одно, – рассказал глава УФАС. – Это декабрьское постановление правительства, которым было отменено сразу несколько десятков межмуниципальных автобусных маршрутов. В мае мы это нарушение пресекли, обязав правительство отменить постановление.

Он отметил, что грубые нарушения чаще фиксировались в 2015-м и 2016 годах, а в этом году их стало меньше.

– Возможно, частично просветительская работа в рамках соглашения повлияла на ситуацию в положительную сторону, – отмечает Спирчагов.

И министерство развития и конкуренции, и УФАС отмечают снижение жалоб по 223-му ФЗ – в первую очередь обоснованных. Так, если в 2016 году всего жалоб поступило 78, а обоснованных из них было 23, то в 2017 году – 31 жалоба, обоснованных – пять.

Еще одна любопытная тенденция: притом что в 2016 году было выдано 36 постановлений о наложении штрафа по 223-му ФЗ, а в 2017 году – всего девять, сумма штрафа в этом году в 2,5 раза выше, чем в прошлом: 188 тысяч против 72 тысяч рублей.